Главари родов
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
17.03.12 10:26

Главари родов.М. Ауэзов в ярких картинах воссоздает жизнь феодального аула, раздираемого междоусобицами, раскрывает приемы и методы межродовой борьбы, выработанные веками. В борьбе за землю, за пастбища главари рода, используя родственные чувства, натравливают племя на племя. Искусно используя старые традиции, феодалы плетут заговоры против бедняков, забирая у них лучшее.
В обстановке этой сложной межродовой борьбы раскрываются колоритные образы степных феодалов: Кунанбая, Божея, Байдалы, Байса'ла, Суюндыка, Жексена, Сугира. Разные характеры, разные судьбы у них. В каждом писатель находит своеобразие, каждый — живая личность.

Умный, спокойный, уверенный в себе Божей пользуется уважением не только друзей, но и врагов. Сам Кунанбай с опаской поглядывал на него. Абай почти влюблен в Божея. Да и Божей с симпатией относится к этому мечтательному, необычайно талантливому юноше. И кажется, образ Божея — образ идеального аксакала, доброго и умного. Но вот заключено перемирие между Кунанбаем и Божеем. На первый взгляд, кончилась многолетняя борьба двух родов, забыты взаимные обиды и ненависть. Но нет, это только так кажется. Маленькая Камчат, удочеренная Божеем, обречена на голод и по существу убита приемным отцом. И потрясенный Абай получает еще один жестокий урок жизни.
Одним из самых колоритных образов в романе является образ Кунанбая. У Кунанбая «продолговатая, словно вытянутая, голова, напоминающая яйцо. И без того длинное лицо его удлиняется клином бороды, оно кажется Абаю равниной с двумя холмами, поросшими лесом бровей. Единственный глаз Кунанбая зорким часовым стоял у левого холма — суровый, недремлющий страж, от него ничего нельзя утаить. Этот единственный глаз не прячется за веками: большой, выпуклый, он смотрит остро и зорко, точно пожирая все окружающее. Он даже моргает редко».
В этом выразительном портрете весь Кунанбай — столп фео¬дального общества. Это смелый, властный, расчетливый степной хищник. Он хитер и жесток с врагами, мудр и выдержан с сородичами и близкими. К нему стягиваются все нити степной жизни: феодальные раздоры, споры, вопросы кочевья. Эта громадная фигура отходит на задний план по мере того, как растет Абай, а затем и вовсе исчезает со страниц романа.
В последних книгах эпопеи место Кунанбая занимают «кунанбайчики»: Уразбай, Такежан, Исхак, Жиренше, Шубар, Азимбай — хищники новой формации. Они подобны шакалам по сравнению со львом Кунанбаем. О том, насколько измельчали наследники Кунанбая, говорит дележ добра Оспана братьями Исхаком и Такежаном, сыном Такежана — Азимбаем.

Последнее обновление 13.07.14 09:44
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика