Литература после военные годы
О современниках своих
<
Оценка пользователей: / 4
ПлохоОтлично 
20.03.12 22:12

О современниках своих. В романах Габидена Мустафина нарисованы судьбы людей в условиях решительной ломки социальных отношений, где происходит ожесточенная классовая борьба 20-х годов, коллективизация, промышленное строительство. В его книгах запечатлены изменения, происшедшие в быту, традициях и обычаях, сознании и психологии людей.
«Миллионер» и «Караганда» в значительной мере относятся к так называемым «производственным романам». Пожалуй, наиболее неординарными являются «Шиганак Берсиев», «После бури» и книга воспоминаний, где нашло реалистическое отражение жизнь переломной эпохи с ее крутыми поворотами.
В «Шиганаке Берсиеве» писатель рассматривает одну из сложнейших тем конца 20-х — начала 30-х годов — судьбу середняка. Эту тему мы находим у М. Шолохова (Кондрат Майданников, «Поднятая целина»), Л. Парфенова (Никита Гурьянов, «Бруски»), И. Шухова (Мирон Викулич, «Ненависть»). Но более всего герой Мустафина близок, пожалуй, Никите Моргунку А. Твардовского.
Тихий, уравновешенный от природы человек, Олжабек, когда встал вопрос о коллективизации, буквально вцепился в свое добро, нажитое кровью и потом. Подобно герою Александра Твардовского, он, погрузив поклажу и семью, бежит в поисках обетованной земли, свободной от колхозов. Тяжелый удар постигает Олжабека в пути: он лишается сына, теряет жену, и сам, еле живой, избитый до полусмерти бандой, после долгих мытарств, попадает туда, откуда бежал. Здесь он постепенно оправляется от пережитых потрясений, становится на ноги, приобщается к труду.

Последнее обновление 13.07.14 09:46
 
Габиден Мустафин (1902- 1985)
Оценка пользователей: / 23
ПлохоОтлично 
20.03.12 09:38

ГАБИДЕН МУСТАФИН (1902- 1985)

Последнее обновление 13.07.14 09:46
 
Отточенный слог
Оценка пользователей: / 3
ПлохоОтлично 
20.03.12 09:28

Отточенный слог. Г. Мусрепов — признанный мастер искусства слова. Экономна и вместе с тем энергична кисть художника. За каждым его выражением, за малозначащей, на первый взгляд, а на самом деле продуманной деталью скрывается большой смысл.
Емкость и содержательность — привлекательное своеобразие писателя. Зоркий взгляд художника позволяет ему из потока жизненных впечатлений отобрать наиболее выразительные. Читатель долго находится под впечатлением живописной картины лютого степного бурана («Пробужденный край»). Но сила писателя заключается в том, что степной буран — это не просто картина природы. Описание его несет большую смысловую нагрузку и приобретает символический смысл — неодолимое стихийное бедствие сметает все на своем пути, гибнут вместе с баем Жуманом его многотысячные косяки коней. Бай Жуман, опора феодального строя, оказывается беспомощным перед новой силой, неодолимо вступающей в жизнь
Мусрепов безошибочно находит значащие детали для обрисовки образов.

Последнее обновление 13.07.14 09:46
 
Роман о подвиге народном
Оценка пользователей: / 28
ПлохоОтлично 
20.03.12 09:19

Роман о подвиге народном. В годы Великой Отечественной войны Габит Мусрепов написал роман «Солдат из Казахстана». Писатель прослеживает жизнь Кайроша от отроческих лет до участия в величайшей битве XX века. Он из поколения, повзрослевшего на войне; до наивности непосредственный, воспитанный на принципах доброты и чести, — казалось бы, к чему ему кровопролитие. Но есть высокое понятие — «Родина», оно подчиняет все помыслы юноши, «вступающего в жизнь»
Основные события романа развиваются при самом активном участии Кайроша Сарталиева. Светлая мечта ведет восприимчивого юношу с детства. «Может быть, впереди новая жизнь ждет меня, маня к себе, как переливающееся море во время миража», — думает он. Детский дом, школатслужба на границе — вся жизнь воспитывает в Кайроше ненависть к мещанству и приспособленчеству. Служить людям — вот основная потребность, которая появляется у Кайроша еще в детстве. «Вот тебе уже семнадцать. А что ты сделал? Окончил семь классов? Это хорошо. Это прекрасно. Но что дальше?» — строго спрашивает Кайрош самого себя. Свойственная пылким и чистым натурам неудовлетворенность заставляет его быть всегда в пути, искать что-то новое в жизни, рваться вперед.
Духовно богаты и целеустремленны и друзья Кайроша. У каждого есть своя заветная цель. Для Бораша — это театр, для Шегена — кабина самолета, для Сергея Астаханова — кисть, краски и холст. Но в трудный для Родины час все отодвигается на задний план, и они отправляются добровольцами на фронт. Грудью встают Кайрош и его друзья на защиту родной земли, до последнего сражаются с врагами. И нельзя не восхищаться их нравственным величием.

Последнее обновление 13.07.14 09:46
 
Драмы
20.03.12 09:03

Драмы. В 30-е годы появляются драматические произведения писателя : «Кыз-Жибек», «Амангельды» (1935), «Козы-Корпеш и Баян-Сулу» (1939), позднее — «Трагедия поэта» (1941). Верный себе, Мусрепов создает яркие, сильные характеры, раскрывающиеся как личности в острых коллизиях. Десятилетиями не сходят со сиены пьесы Мусрепова. В 1969 г. общественность республики отметила как большой праздник тысячную постановку оперы «Кыз-Жибек».

Последнее обновление 13.07.14 09:46
 
Рассказы о матери
Оценка пользователей: / 30
ПлохоОтлично 
20.03.12 08:56

Рассказы о матери. Заметное место в творчестве Мусрепова занимает большой цикл рассказов о матери, написанных им в разные годы. Он создал сильные, романтические образы, воспел всепобеждающую силу материнской любви.
В 1933 году молодой писатель перевел на родной язык рассказы М. Горького «Рождение человека» и «Сказки об Италии». Сохранив романтическую приподнятость их стиля, Мусрепов-переводчик подчеркнул некоторые психологические моменты. Изменил и некоторые названия. Вместо «Рождение человека» читатель получил «Мать матерей». Священное чувство материнства заняло в переводе центральное место, тогда как в оригинале внимание сконцентрировано на рождении человека.
Мусрепову оказался близким романтический пафос молодого Горького. Его слова о всепобеждающей материнской любви перекликаются с народным, хорошо знакомым Мусрепову представлением о величии матери. Правда, казахский писатель смолоду был сдержанным в проявлении своих чувств. Больше реалист, чем романтик, он показывал своих героев в действии. И уже в зависимости от реальных условий проявлялись их романтические черты.

Последнее обновление 13.07.14 09:46
 
Начало литературной деятельности
Оценка пользователей: / 2
ПлохоОтлично 
19.03.12 21:10

Начало литературной деятельности Габита Мусрепова

С первых шагов литературной деятельности Мусрепов находит свой путь в творчестве — исследует психологический мир человека. На этом трудном пути исканий, находок и потерь ему удалось сказать свое слово — открыть свой яркий художественный мир.
Рассказ «Кос-Шалкар» (1928) в известной мере предвосхитил современную казахскую лирическую прозу. Взволнованно повествует автор о двух своих встречах с урочищем Кос-Шалкар. Две встречи, две жизни влекут за собой прямо противоположные чувства — печально гнетушее и радостно окрыляющее.

Последнее обновление 13.07.14 09:46
 
Габит Мусрепов (1902 - 1985)
Оценка пользователей: / 27
ПлохоОтлично 
19.03.12 20:57

ГАБИТ МУСРЕПОВ ( 1902 - 1985)

Последнее обновление 13.07.14 09:46
 
«НачалоПредыдущая123СледующаяПоследняя»

Страница 1 из 3
Вверх Яндекс.Метрика