Поэмы Сакена Сейфулина
<
Оценка пользователей: / 38
ПлохоОтлично 
07.03.12 09:45

Поэмы Сакена Сейфулина

Высшим творческим достижением Сакена Сейфуллина, несомненно, являются его замечательные поэмы «Кокшетау», «Альбатрос*. «Кызылат», лирические миниатюры «Разлученные лебеди», «Раненая сайга», «Песня о лашыне», написанные ярко, сочно, раскованно. Богатый национальный колорит, сочетающийся с новаторством, — ритм, интонации, образная система — создают широкую картину жизни земли казахской.

Поэмы С. Сейфуллина, как правило, не стеснены рамками одной сюжетной линии. Чтобы создать обобщенный образ народа, автор привлекает широкий круг картин и событий, свободно оперируя ими. Нередко по ходу повествования сопоставляется прошлое с настояшим.
Герой поэм о современности — не конкретная личность, а весь народ, строящий новый мир, сюжет — движение самой истории. Публицистический темперамент, необычный ритмический строй, стремительность поэтической речи ощутимо разнятся от устоявшихся, традиционных словесно-поэтических образов и ритмико-интонационного строя.
Поэт, например, уже не приемлет традиционный образ коня — олицетворение быстроты и порыва, а обращается к совершенно новому образу — экспрессу, соответствующему веку техники и быстрых преобразований. Расширены возможности традиционных форм стиха — один над цатисложной и семисложной. Так, ритмический строй (4 слога + 4 слога + 3 слога, а короткие строки — четырехсложные), восходящий к традиционному одиннадцатисложнику с трехслоговым окончанием (в казахском языке силлабическое стихосложение), видоизменен поэтом следующим образом:
О, Русь, был немерян твой дивный простор... Славное время пришло — и с тех пор И в глуби земные, И в чаши лесные, И в дали степные
Пытливый проник человеческий взор.
«В строфе, состоящей из четырех одиннадцатисложных стихов, Сейфуллин видоизменяет третью строку. Конечную трехс-логовую часть поэт заменяет четырехсложной, и этот стих, превратившийся в двенадцатисложный с тремя равными четырехсложными частями, разбивает на три строки. Видоизменение известного размера Сейфуллиным не было просто формальной новинкой. Новая структура стиха обусловлена идейно-художественным замыслом — она отвечает приподнято-ораторскому тону произведения. На фоне одиннадцатисложных стихов трижды повторенный короткий стих создает ощущение динамики, стремительности поэтической речи» (3. Ахметов).

Последнее обновление 13.07.14 09:42
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика