Образ народа
<
Оценка пользователей: / 4
ПлохоОтлично 
11.03.12 09:55

Ильяс Жансугуров, пожалуй, как никто из его современников, создал обобщенный образ родного народа.

Поэтическая тематика Жансугурова содержит масштабные картины жизни, которые вписываются в само движение истории. Будь то мудрец, олицетворяющий глас истории (поэма «Степь»), или выдающийся поэт-песенник Ахан-серэ, или музыкант из «Кюйши» — это носители высоких нравственных устремлений и подлинной талантливости. Мир сложен и противоречив, но жизнь движется:
По небу молнии летают. Во всех краях грома слышны... И травы буйно вырастают — Свежи и зелены.

В стихотворениях «На заводе», «Огненная арба», «Москва — Казахстан», «Золотая чаша», «Обновленная степь» опоэтизирована «промышленная» лексика: «степь оживает в лесах новостроек», «дым, словно шерсти овечьей клубок, валит из трубы железной арбы», «гудки заводские протяжно кричат», «скрежещет машина», «золото месят, как тесто», «свинец, словно масло, расплавляют сейчас».
Новые выразительные средства сочетаются у И. Жансугурова с традиционными, заимствованными из фольклорной поэтики и подсказанными народным бытом («Расплавив свинец, словно курт, кипятить, гнать тачек стада, как чабан своих коз», «Дым, словно шерсти овечьей клубок» и др.). Традиционные словесно-поэтические образы помогают поэту эмоционально и зримо передать приметы нового быта, его темп и напряженную динамику:
Туманится в окнах даль. И, пар шипящий струя. Ползет, извивается сталь. Как огненная змея.
Цвет ее ярко пунцов, Вспыхивает на свету, Орлиные когти шипцов. Хватают ее на лету.
(«На заводе».)
В поэзии Жансугурова заметное место занимает прием контраста, сопоставления и противопоставления. Он как бы подсказан периодом, в который поэт создавал свои произведения.
Важное место в творчестве Жансугурова занимает тема солидарности народов («Москва — Казахстан», «Гималаи» и пр.). Для писателя характерны собирательные образы большого диапазона и обобщения. Прекрасным примером может послужить одно из лучших его поэтических шедевров — стихотворение «Гималаи» (1929), полное необычных свежих ассоциаций.
«Гималаи» — собирательный образ народов Востока, — пишет исследователь М. Дуйсенов. — Гималаи окутаны туманом... наступит час — и они вздрогнут, зашевелятся, туман рассеется; в их глубине скрыто неистовое пламя, вот-вот готовое вырваться наружу. Образ Гималаев напоминает непобедимых эпических батыров.»
Глядишь ты сумрачно и немо, Стоять устав, И у тебя отняли небо, Земли не лав.
Глядят безмолвно слез озера. Слез — через край!...
Стоишь угрюмый и огромный, Сжав кулаки,
И кровью кашляешь ты темной На ледники.
Никто страшней не видел взора, О. Гималаи!

Ассоциативное поэтическое мышление помогает автору создать зримый художественный обрах Бураны, потоки и сели, ливни истории прошлись по большому телу великана, оставляя «сплошные раны», «кровавые струпья» да «слез озера». «Тебя секут кнутами ливни, из тьмы гроза вонзает молнии, как бивни, тебе в глаза», «ты стал могилою гигантской своих сынов». Измученный и истерзанный Гималаи — символ страданий народа.
Стихотворение «Гималаи», как и стихотворение «Москва — Казахстан», строится на постоянно повторяющихся риторических вопросах: «Но отчего в кровавых струпьях ты, Гималаи?». Или: «Скажи мне, что с тобой творится, что, Гималаи?!».
В ответах на эти вопросы начинает выясняться причина страданий Гималая: «Так за доверчивость проучен ты, Гималаи».
И все же: «В самом сердце Гималая... и день, и ночь вовсю пылая, горит огонь — огонь великого восхода». Оптимистическое заключение вселяет веру в доброе утро восхода.

Последнее обновление 13.07.14 09:43
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика