Образ Мыркымбая
<
Оценка пользователей: / 10
ПлохоОтлично 
11.03.12 08:45

Образ Мыркымбая.Б. Майлин создал галерею ярких художественных образов, отражающих судьбу простых людей своего поколения. Среди его поэтических героев наиболее известен Мыркымбай, имя которого стало популярным в народе.
Образ Мыркымбая — это образ человека из народа. Устремления и судьба Мыркымбая были близки самому автору. Он и Мыркымбай как бы вместе шагают по жизни и вместе переживают обновление — социальное и психологическое. Мыркымбай меняется вместе с родным аулом; вначале покорность
столкновение с «темным царством», освобождение от социальных пут — вот история бедняка-крестьянина, прослеживаемая поэтом в течение 12 лет.

 

Уже в одном из первых стихотворений цикла (цикл состоит из 20 стихотворений и двух поэм) «Мыркымбай» (1922) поэт показывает, как у его героя исподволь зреет протест против несправедливости. Последней каплей, переполнившей чашу его терпения, явилось решение аульного старосты. Мыркымбай уверен, что он прав, и поэтому на просьбы испуганного отца извиниться перед старостой отвечает решительным отказом.
Различные жизненные ситуации, в которые попадает Мыркымбай — вначале покорное подневольное житие, глухое недовольство, открытый протест, затем чувство хозяина на своей земле и т. д. — все это позволяет писателю проследить становление новой личности. Сталкивается ли Мыркымбай со старостой или муллой, участвует ли в переделе пастбищ богачей трудится
ли на своем клочке земли, садится ли за руль трактора — мы видим человека из самой туши народа, наделенного острым умом, настойчивого и трудолюбивого.
В стихотворении «Но, мой пегий конек!» (1924) Мыркымбай насмехается над уходящей в прошлое стариной. Образная система этого стихотворения подчеркивает специфику «крестьянского» мышления героя. Да и само название стихотворения звучит буднично. Крестьянин работает в поле, за плугом и обращается к коню: «Но, пегий мой конек, смотри, какой денек!» Весенний день год кормит, и не след ему, труженику и кормильцу, в такой погожий день прохлаждаться.
Радостно, почти торжественно звучит стихотворение «Дай руку, Мыркымбай» (1926). Поэт и герой присутствуют на празднике труда и видят плоды своих рук. В стихотворении звучит не только радость, но и призыв к свершениям. Труд для поэта — высшее мерило достоинства человека, ибо только труд создает богатства земные, богатства материальные и духовные. «Доля счастливая твоя», «путь к солнцу» определяются только трудом, порядочностью и на этом пути авторское выражение «Руку дай навечно, друг мой Мыркымбай!» звучит как клятва верности.
Само имя главного героя Мыркымбай — по смыслу и звучанию напоминает Иванушку-дурачка, но мы знаем, что этот герой русских сказок вовсе не дурачок, а наоборот, смелый, честный, отважный парень — ту же эмоционально-психологическую функцию несет герой Майлина.
Поэт любит своего героя. Сердечно, с доброй улыбкой и мягким юмором рассказывает он о его делах.
Хотя духовная эволюция образа человека из народа в те годы привлекала многих писателей (Шокпыт у Сабита Муканова, Ер-Шоин у Габидена Мустафина и др.), но Мыркымбай отличается естественностью и типичностью. «Мыркымбай — собирательный образ, позволивший поэту воспроизвести реальные события переломного времени. В лице Мыркымбая, как в зеркале, отразились изменения в миропонимании аульных бедняков. В него поверили, как в реально существующего человека, который может прийти на помощь в трудную минуту. Так, позднее, уже в годы Великой Отечественной войны, широчайшие круги читателей поверили в Теркина и полюбили его»,— писал поэт К. Жармагамбетов.

 

Последнее обновление 13.07.14 09:42
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика