Лирика борьбы
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
07.03.12 09:33

Жемчужиной многогранного наследия Сейфуллина является его поэзия, разнообразная по тематике и форме.Рядом с революционной песней у него появились задушевные стихи и тонкие пейзажные зарисовки, стихи о свободном труде.
Ведущие тенденции революционной лирики проявились в одном из ранних его стихотворений «А нука, жигиты» (1917).

...Вам, жигиты,
Жизнь открыта.
Вдаль стремите скакунов.
Не робейте,
Смело рейте
Выше туч и облаков.
...Выше флаги!
Жар отваги
Ты буди у всех в груди —
С пылом юным
Бей по струнам!
С краснострунною домброй,
Пробуждая
Степь до края.
Обойдем простор родной.
Песня-пламя,
Над полями.
Над просторами лети!

Это энергичное выступление поэта-трибуна с призывом к действию. Полный динамизма ритмико-интонационный строй стиха ощутимо передает восприятие обновляющейся жизни. Повторяющееся, с небольшим изменением обращение-рефрен: «Вам, жигиты, жизнь открыта, вдаль стремите скакунов, не робейте, смело рейте выше туч и облаков», — усиливая динамизм стихотворения, придает ему маршевую четкость. Новые поэтические образы «краснострунной домбры» и «песни-пламени», приобретающие символический смысл, подчеркивают новаторское звучание стихотворения. Вместе с тем поэт прочно опирается на традиционный, близкий народу образ скакуна, олицетворяющего стремительное движение вперед.
Сакен Сейфуллин создал новый тип декламационного, агитационного стиха, предназначенного для выступления перед широкой аудиторией, стиха, где подчеркнуто значение каждого поэтического образа, каждого слова, где энергичный ритм и напряженная интонация, полная внутренней силы, выразитель¬ны и ощутимые
Произведения поэта получили широкий общественный резонанс. Такие стихи, как «Марсельеза казахской молодежи», «Товарищ» и другие стали песнями—
Теперь, с позиции нашего времени, особенно ощутим трагизм жизни и творчества Сакена Сейфуллина. с пронзительной болью свидетельствующий о судьбе целого поколения талантливых людей. С одной стороны, страстная вера в свои идеалы и обнадеживающие перемены — ниспровергнут царизм, олицетворявший гнет и насилие, власть в руках народа, первые ростки новой жизни (ликбезы, массовое открытие школ, красные юрты и т. д.), с другой — голод, унесший миллионы жизней и неслыханные по масштабам репрессии, жертвой которых падет и сам поэт, отдавший всего себя укреплению этой власти. Что еще может быть трагичнее?
В 20-е — начале 30-х годов Сакен Сейфуллин выпустил несколько сборников стихотворений, воспевающих строителей нового мира. Широкое распространение получили его книги стихов «Асау тулпар», «Домбра», «Экспресс», «На волнах жизни».
Лирический герой Сейфуллина — горячий патриот. Лирика Сакена нераздельна с образом самого поэта — несгибаемого борца. Где бы ни находился лирический герой поэзии Сейфуллина — в огне боев, на переднем крае мирного строительства, в плену врагов — для него интересы народа превыше всего.
Поэзия Сакена Сейфуллина и Владимира Маяковского имеют много общего. Патриотический пафос, подчиняющий все иные чувства, открыто декларируемая преданность своим идеалам сделали их поэзию ярко публицистической. Гражданская лирика приобрела выраженную политическую окраску. Это была поэзия социального накала, поэзия напряженная, воинствующая, атакующая, как и идея, которую они воспевали. Лейтмотивом многих произведений обоих поэтов является страстный, гордый, вдохновенный призыв верить в великую миссию идеала.
И все же при общности важных сторон творчества Маяковский и Сейфуллин — поэты ярко индивидуальные. Каждый имеет свой круг излюбленных художественных образов, свой комплекс поэтических ассоциаций, свой поэтический мир. У каждого свой особый голос, своя манера, свой стиль.

 

Сакен Сейфулин (1894-1938)

Последнее обновление 13.07.14 09:41
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика