Легенды в народе живут
<
Оценка пользователей: / 2
ПлохоОтлично 
09.03.12 15:57

 

 

Легенды в народе живут. Крупная лироэпическая поэма «Кокшетау» (1928) создана по мотивам народных сказаний и легенд. Искусно сплетая сказания с былью, с историей, поэт раскрывает привлекательные образы своих героев.

Крупные эпизоды главы поэмы раскрывают широкую панораму жизни, прошлое и настояшее. Образы народа и автора, участников важнейших событий, объединяют эти главы в единое целое.
На сказочной земле отцов, овеянной легендами, жил свободный народ, мужественный и талантливый. Он любил свою Родину, ее историю и героев. С родной землей он связывал мечту о светлом будущем. Но действительность была жестокой, прекрасная земля была залита кровью, каждая горсточка ее, каждый камень хранили следы слез и горя. Она была ареной борьбы добра и зла, кровопролитных столкновений и мирного труда. По этой земле скакали смелые богатыри и мирные пастухи, с родной землей связаны тысячи легенд. В легендах — душа народа, его мечты.
Здесь легенды не только в народе живут. И не только певцы о них песни поют: Ветер вольный преданий напевом звенит. Горы эхо хранят грозных битв и побед.
Этот песенный клад не утащишь в седле, Бережет он народ мой в огне и в беде, И сокровище это память сердца хранит, Пусть хоть тысяча лет над землей пролетит...

В этих легендах — прошлое народа. Поэт обращается к временам хана Аблая (XVIII век), прославившегося своей неутомимой борьбой с иноземными захватчиками за целостность и единство, за национальную государственность. Поэт осуждает век насилия, взаимное истребление людей.
Жадной орде властолюбивых «белокостных» (сравните: голубая кровь) противостоят простые люди, носители доброго и гуманного начала. В поэме отражено стремление народа к свободе и равенству. Главную идею поэмы выражают образы пленной девушки-калмычки и казахского юноши Адака, воплощающих такие понятия, как верность, великодушие и мужество.
Героиня поэмы, пленная девушка-калмычка — цельная, сильная натура. Поэт с глубокой симпатией к героине рассказывает о ее трагической судьбе. Вокруг пленницы разгораются страсти, каждый вельможа хочет забрать ее себе. Разлученная с родными, друзьями и любимым, она растеряна и убита горем. Перед толпой гогочущих насильников девушка беззащитна.
Как малый козленок, попавший в капкан. Иль как бегунеи. угодивший в аркан. А. может, как кречет, попавший в силки. Она озирает аблаевский стан.
Когда распри между вельможами доходят до предела, в спор вмешивается Аблай и предлагает девушке самой выбрать хозяина. Тут-то с особой силой проявляется характер девушки, ее ум и выдержка, верность своей любви. Она задает претендентам загадки-условия, с которыми справляется лишь единственный человек — Адак. дотоле не принимавший участия в споре.
В характерной для устной поэзии форме пленная девушка рассказывает о своей жизни с помощью загадок-символов. Себя она называет голубкой, насильников — стервятниками; смелые, гордые соколы — защитники униженных и оскорбленных, хищный беркут — главный из насильников.
Там, где происходили эти события, родились легенды. И поныне близ Кокшетау есть скала ОкЖетпес (букв.— стрелой не достать; ее не достигли стрелы участников спора), Жумбактас (камень, где девушка задавала свои загадки), камень Жеке-батыр (одинокий часовой, заснувший в ожидании врага), знаменитый Бурабай (где бродил священный верблюд-бура, подававший сигнал о приближении врага).
Прекрасная земля, родной край Кокшетау — вот основные образы поэмы Сейфуллина. Поэт восхищается красотой земли отцов:
Как невеста, накинув на девичий стан, Словно ткань шелковистую, легкий туман, Кокшетау стоит — голубая гора — На границе твоей. Казахстан...
Создавая образ родной земли, Сейфуллин нашел яркие романтические краски (гора Кокшетау подобна красавице-невесте, а ее озеро — хрусталю в драгоценном сосуде), которые служат деталями реалистического в целом рисунка. Такое органическое слияние образа родной земли с прекрасными легендами, с судьбой народа, живущего на этой земле, свойственно лучшим эпическим поэмам тех лет.
Последней поэмой Сакена стал «Красный конь» («Кызыл ат», 1933). Поэт глубоко переживал тяжелое положение народа и тот страшный «урожай», который приходилось теперь пожинать. Нам пока неизвестно, насколько он вник в причины крушения своих идеалов. Но, неотделимый от судьбы своего народа, он не мог не видеть и не страдать от того, что происходило. Голод 1932 -1933 годов произошел, скорее всего, от незнания специфики скотоводческого аула. Желая быстрее приобщить людей к новой форме хозяйствования, ретивые вожди забрали весь скот и обрекли людей на голодную смерть. При всесилии репрессивных органов не так-то просто было выступить против этих кощунственных, античеловеческих кампаний. Сакен Сейфуллин первым во весь голос заговорил о плачевном положении народа. С присущей ему страстностью он обрушился на виновников обнищания села в эти годы. Написанная по горячим следам поэма оказалась последним словом поэта. Символический образ воспетого им красного коня претерпел принципиальное изменение: не узнать теперь в уставшей, изъезженной кляче красного скакуна.
Поэма вызвала бурю негодования ортодоксов, горячую дискуссию. Поэта обвинили в измене социалистическим идеалам.

 

 

Также на сайте:

Поэмы Сакена Сейфулина

Последнее обновление 13.07.14 09:42
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика