Жусупбек Аймауытов (1889-1931)
<
Оценка пользователей: / 21
ПлохоОтлично 
03.03.12 13:17

ЖУСУПБЕК АЙМАУЫТОВ (1889-1931)

 

Человек щедрого таланта Жусупбек Аймауытов выступал как поэт и драматург, но наибольший вклад он внес в развитие прозы и литературного языка. Суждения, высказанные им по проблемам педагогики, психологии и методики, не потеряли своего значения и по сей день. Автор оригинальных литературно-критических и публицистических статей, он с увлечением переводил А. Пуш кина, Н. Гоголя, Л. Толстого.
Жусупбек Аймауытов родился в Кзылтау Баянаульского района Павлодарской области в бедной семье. Обучаясь в родном ауле арабской грамоте, мальчик одновременно овладевает столярным и кузнечным делом. Когда Жусупбеку исполнилось пятнадцать лет, он, вопреки запрету родителей, не желавших далеко отпускать своего сына, уезжает в Павлодар, где поступает в двухгодичную русско-казахскую школу. Подростку пришлось испытать немало лишений, ему приходится подрабатывать на жизнь, обучая детей. После окончания школы (1914) Аймауытов едет в Семипалатинск и поступает в учительскую семинарию, которую заканчивает в 1918 году.
С этого момента начинается активная творческая и общественная деятельность. Его избирают делегатом съезда Советов Казахстана, членом коллегии народного коммис-сариата просвещения. Он редактирует газеты «Казак тип» («Казахский язык») и «Ак жол» («Добрый путь»), назначается директором Шымкентского педагогического института. Ж. Аймауытов полон творческих замыслов, но в самый разгар работы над новой книгой его арестовывают (1929). Через год писателя не стало.
Литературно-художественное наследие Жусупбека Аймауытова разнообразно. Признание получили его романы и драмы «Вина Куникей», «Акбилек», «Карткожа» и другие. Он был знатоком народной жизни, его реалистическая проза положила начало целому направлению в родной литературе. Творчество Аймауытова гуманно и демократично по своей сути. Сочный язык и колоритные образы героев — важнейшее его достоинство.
Творческим достижением писателя является повесть «Карткожа» (1926), написанная на уровне лучших образцов европейской прозы. Автора прежде всего интересуют внутренний мир и характер героя, человека из народа. Психологически убедительные мотивировки образов, реалистическая живопись жизни аула захватывают читателя. «Карткожа» явилось откровением национальной прозы.
Повесть насыщена бытовыми деталями. Здесь все, что происходит в ауле: распри, насилие, холод, голод. Здесь же разнообразная галерея образов. Все передается в восприятии главного героя Карткожи, чья судьба прослеживается с детских лет. Этот прием позволяет добиваться не только художественной, но и психологической убедительности. Старательный мальчик Карткожа, всей душой стремящийся к знаниям, своей цепкой памятью схватывает самое существенное, с чем ему приходится сталкиваться. Правда, неискушенному юноше не просто все понять, осознать. Тем более, многое уже устоялось и кажется незыблемым. Все же природный ум позволяет Карткоже в противоречиях и столкновениях времени, где много смешалось и переплелось, понять самое существенное: в защите нуждаются прежде всего обездоленные, слабые.
Важным моментом, определившим последующую жизнь героя, явились события 1916 года — насильственная мобилизация молодежи на окопные работы, после которой начинается водоворот в степи. Подкуп, шантаж, обман — все идет в ход, чтобы оставить дома «своих» и отправить «чужих», как правило, неимущих, на фронт. Возмущенный народ садится на коней, и начинается неравная борьба с царскими сатрапами — знаменитое народно-освободительное восстание шестнадцатого года, восстание против колониального и социального гнета. Не раз и не два происходят кровопролитные столкновения. Но разве с саблей да пиками, топорами выстоять против пушек, винтовок и пулеметов?! Восстание потоплено в крови, а молодежь насильственно отправлена на тыловые работы.
Волею обстоятельств Карткожа оказывается в гуще событий: он в центре противоречий аула, среди восставших, наконец, на окопных работах под Ригой. Эти события явились для героя ступенями познания мира. Странно, гзе бы ни оказывался этот честный, непосредственный от природы человек — над ним довлеет рок несправедливости. К счастью, прочные народные корни служат ему лучшей зашитой: грязь, которая многих топит, к нему не пристала. Простой человек из народа, он ко всему относится ровно, воспринимает спокойно, стараясь докопаться своим цепким крестьянским умом до сути и действовать по совести и чести.
Событийная основа повести восходит к исторической правде. Именно этим обстоятельством объясняется выразительность не только бытовых деталей (события повести происходят в Баянауле, Семипалатинске и Омске), но и состава героев, среди которых такая историческая личность, как Султанмахмут Торайгыров.
Писатель, таким образом, прослеживает духовное раскрепощение своего героя, раскрывает саму логику жизни: честный, мыслящий человек из угнетенной среды неумолимо приходит к осознанию социального неравенства и необходимости борьбы с ним. Решение этой проблемы как в жизни, так и в литературе оказалось необычайно трудным. С седой древности идет противостояние богатых и бедных, но есть ли реальное решение этого? Вспомним восстание Спартака, прекрасно описанное Джованьоли в одноименном романе, произведения о Степане Разине, Емельяне Пугачеве, Амангельды Иманове и др., в которых также встает этот проблемный вопрос.
Своеобразие героев и быта народа, примечательное воспри¬ятие каждым персонажем идеи свободы — все это делает произведение событием в искусстве. Речь идет о той необычности, которая присуща настоящему искусству — необычности характера, среды, колорита, красок, языка и др.
Драмы Жусупбека Аймауытова в те далекие двадцатые годы имели большую популярность, часто ставились не только профессионалами, но и самодеятельными коллективами («Канапия-Шарбану», «Рабига», «Защитник народа» и другие).

Последнее обновление 13.07.14 09:39
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика