Религиозный фанатизм
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
03.04.13 20:29

Религиозный фанатизм


Религиозный фанатизм арабов погубил величайшие культурные ценности, созданные учеными и художниками Средней Азии. Но завоевателям не удалось сломить дух народа. Несмотря на жестокий гнет, неизменно росло стремление вернуться к родному языку, литературе, искусству. Именно в это время появляется целая плеяда талантливых поэтов, творящих свои произведения на родном языке. В области архитектуры возникает такой шедевр, как мавзолей Исмаила Саманил;
в Бухаре, в котором отразились самобытные местные традиции.
Наибольший успех ислам имел в городах, где оседала арабская администрация, где концентрировались крупные торговцы и связанная с торговлей землевладельческая аристократия, быстро понявшая выгоды арабского завоевания, открывшего широкие перспективы торговли с Ираном и Передней Азией.
Офцее количество населенных мест резко сокращается, но города, находящиеся на великих торговых путях, не только продолжают свое существование, но растут и развиваются. Характерно, что арабы при завоевании Средней Азии уже застали процесс образования у шахристанов торгово-ремесленных предме- стий-рабадов. Именно VIII—X века и были временем их образования и превращения в целые махалля-кварталы. Жизнь из шахристана переходит в раб ад. Ремесленно-торговое предместье становится наиболее оживленной и населенной частью города. Шахристан или вовсе отмирает (как в Мерве и Самарканде), или перестраивается, растворяясь в общем плане города, превращаясь в единое целое с раб адом (как в Бухаре).
Рабад окружается стенами и становится полноценным районом города. Здесь возникают лучшие постройки, сюда вслед за населением переходят главные культовые сооружения. Идет процесс сложения феодального города Средней Азии, происходит закрепление его основных структурных частей.


Рост городов идет различными путями. В одних случаях старая часть — шахристан — по каким-либо соображениям оказывается непригодной, изжившей себя, и отмирает; в других случаях старое ядро оказывается жизнеспособным и продолжает оставаться центром растущего города. Наконец, бывали случаи, когда старое ядро города отмирало, но жизнь вокруг него продолжала развиваться.
Передвижение города с одного места на другое происходило обычно в двух случаях: 1) старая часть города разрушена так основательно и пролежала в развалинах так долго, что восстановление города на старом пепелище теряет смысл, — город возрождается рядом с руинами или неподалеку от них; 2) существующий город был расположен на территории, не отвечающей новым требованиям. Например, ранние города средневековья — шахристаны — обычно занимали возвышенные места, приело
собленные для самостоятельной обороны. Но это их положение затрудняло дальнейший рост города, его застройку и благоустройство, исключало возможность подвода достаточного количества воды или требовало для этого сложных технических устройств (например, свинцовая труба, доставлявшая воду в городище доти- муравского Самарканда).

 

Последнее обновление 11.08.14 10:01
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика