Конская узда
<
Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 
18.03.13 07:54

Конская узда

 


О нападении Тоуманя на юэчжи сказано только в этом тексте, но его могло и не быть. Кроме того, известно, что для создания видимой легитимности своего права на трон, Мао дунь после убийства отца женился “на матерях”, т. е, женах Тоуманя [Сыма Цянь, гл. 99, с. 965, л. 4а]. Вызывает сомнение причинная обусловленность череды поступков, годная больше для бродячего сюжета, чем для летописной оценки этих событий. Но суть их заключается в том, что сын не имел права наследовать непосредственно отцу в принятии верховного престола. “У хуннов, - писал Н. Я. Бичурин, - престол передавался более родным братьям и племянникам от родных братьев” [Бичурин, I, с. 99, прим. 2].
В 201 г. до н. э. Маодунь-шаньюй после одержанных побед над “восточными варварами” (дунху) решился лишь “напасть на западе на юэчжи и прогнать их”. При Маодуне сюнну небывало усилились, покорили всех “северных варваров”, а на юге образовали государство, “равное по силе Срединному государству”. Через 25 лет (176 г. до н. э.) Маодунь горделиво сообщал императору Хань “.Благодаря милости Неба командиры и воины были в хорошем состоянии, а кони сильны, что позволило мне уничтожить юэчжи, которые были истреблены или сдались. Я усмирил [также] Лоулань, Усунь, Хуцзе и других соседних владений, которые все стали принадлежать сюнну” [Сыма Цянь, гл. 110, с. 1035-1036, л. 13б—14а; Тас- кин, 1968, с. 43]. Через 127 лет (49 г. до н. э.) эта победа была приписана Ааошану в летописном описании заключения клятвенного договора между сюнну и Хань “Используя как чашу череп правителя юэчжи, разбитого Лаошан-шаньюем, они выпили вино в знак заключения договора, скрепленного кровью”. Конская узда юэчжийского воина из Пазырыка украшалась подвесками с изображением поверженных врагов - монголоидов сюнну. Теперь сюнну из черепа убитого юэчжийского предводителя пили клятвенное вино, смешанное золотой ложкой с кровью жертвенного белого коня [Кляшторный, Савинов, 1998, с. 169-171]. Это был удар, после которого об “империи” Юэчжи не могло быть речи.
Вероятно, трагическое поражение тех лет и следует считать причиной массового перемещения юэчжийских племен на запад. Но переселение не было тотальным. Значительная часть юэч- жи как коренных мест, так и юэчжи северного пояса осталась на прежних местах, но по отношению к ним этноним юэчжи больше не упоминается.
Для сюнну разгром и покорение кочевого соседа означали не занятие новой территории, а единовременный акт грабежа (прежде всего скота и женщин) и установление даннических отношений, с включением побежденного войска в свой состав, присутствие побежденного властителя на ежегодных съездах, где велся “подсчет людей и скота”, принятие поуштонима сюнну. Последнее обстоятельство могло послужить надежным щитом в случае внешней опасности, но порой является барьером для современного исследователя, готового принять за сюннуские все этнокультурные комплексы от Хингана до Наныианя.

 

 

 


 

 

 

 

Качаем мелодии на телефон на сайте miloman.net. Отличные мелодии, очень легко качаются. Всем обязательно советую посетить этот замечательный сайт.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика