Жизнь в цитадели
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
03.04.13 20:40

Жизнь в цитадели
От золотоордынского времени только частично сохранились культовые сооружения (мавзолеи, минареты, следы мечетей) и общественные здания, свидетельствующие о высокой строительной культуре хорезмийцев XIII— XIV веков [“].
Миздахкан, большой хорезмский город, расположенный вблизи столичного Ургенча, был связан с последним не только соседством. В X веке он даже соперничал с ним. Вплоть до XIII—XIV веков продолжалась тесная куль- турно-экономичеокая связь этих крупнейших городов Хорезма.
Цитадель Миздахкана расположена на холме, видимо, естественного происхождения, более 1 км в окружности. Она известна под именем Гяур-кала. В углу цитадели расположен большой кёшк, площадью примерно 50 X 50 м. Гофрированные стены кёшка сохранились на высоте до 14 м.
Далее следует обширное пространство (до 1 км в поперечнике), являвшееся основной территорией города, которое замыкалось с востока огромным кладбищенским холмом с особо почитаемым мавзолеем Музлум-Сулу-хана.
Жизнь в цитадели, вероятно, прекратилась в X веке. На остальной территории города оживленная жизнь была прекращена навсегда в XIV веке тимуровским завоеванием Хорезма. Во всяком случае у исследователя городища
А.    Якубовского не вызывает сомнения факт существования здесь города в золотоордынский период, т. е. в XIII—XIV веках РЧ.
Города Семиречья. Т а р а з саманидского периода становится одним из крупных центров мусульманского востока. Современники подчеркивают его торговое значение. Ибн-Русте (X в.) называет его городом купцов. Ибн-Хау- каль (конец X в.) пишет: «Тараз — место торговли- мусульман с тюрками. его не проходит никто из (страны) йслама, потому что тог, кто пройдет его, входит в шатры (т. е. кочевье) карлуков» [16].
Эти и многие другие свидетели подчеркивают торговое значение города, его тесную эко
номическую и культурную связь с сельскохозяйственной округой. Тюрки-кочевники переходят к оседлой городской жизни.
Здесь, в Семиречье, города начали складываться еще в досаманидское время (IX—X вв). К этому времени Тар аз имел не только цитадель и шахристан, но и оформляющиеся предместья-рабады.
В караханидское время город украшается монументальными зданиями с росписями стен. Раскопками обнаружен водопровод. Это был значительный столичный город феодального средневековья, и лишь военная катастрофа, связанная с нашествием монголов, прекратила его жизнь.
Тараз больше, чем другие города Семиречья, впитал в себя черты среднеазиатской культуры. Для мусульманской Средней Азии он был форпостом в среде кочевого мира и окраиной мусульманской Средней Азии!17].
Чем дальше на восток, тем больше появляется местных особенностей в плане городов. Города-в районе реки Чу по своему типу близки к таласским, но имеют некоторые отличия,- обусловленные местоположением их на границе с кочевниками-тюрками. В них мавераннахр- ские традиции смешаны с местными тюркскими особенностями, отражая неизжитые бытовые навыки кочевников. Примером такого типа городов могут служить Баласагун (рис. 157), дважды бывший столицей правителей тюркского каганата, и С а р ы г (рис. 156).

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика