Городская жизнь Семиречья
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
05.06.13 12:15

Городская жизнь Семиречья


Своего наибольшего расцвета городская жизнь Семиречья достигла в VIII—XII веках. Города этого времени в Чу-таласском междуречье многочисленны и занимают территорию основных оазисов; кочевники вытесняются в гарные ущелья и долины.
Города Баласагун и особенно Сарыг представляют собой примеры населенных мест, возникших из старых согдийских поселений. Они соответствуют по своей архитектонике маве- раннахрским городам, имеют цитадель, шахристан и более или менее развитой рабад. Но эти города были также местом временного оседания кочевников и резиденцией-ставкой кочевых ханов, которые обосновывались не на территории старого центра—шахристана, а в окрестностях города, на новом участке прямоугольной формы в плане, обнесенном самостоятельной стеной, ориентированной углами по странам свеяга, с мощными укрепленными ворогами и боевыми башнями. Например, центром жизни Баласагуна в XII веке был, видимо, не старый шахристан, а территория к востоку от него, обнесенная защитным валом. Раскопками здесь был обнаружен буддийский монастырь.


Такая же прямоугольная, обнесенная стеной территория прослеживается в Сарыге, к западу от шахристана
Пути образования городского типа поселений в долине реки Или — иные, чем в Чу- талаоском междуречье. Они являлись продуктом внутреннего развития кочевого хозяйства, когда появились группы оседлых скотоводов и земледельцев. Эти поселения — зародыши городов— вначале были ставкой ханов-кочевни- ксив, представляя собой крепости-убежища на случай войны. Здесь же концентрировалось и ремесло. Особенности этих поселений — отсутствие цитаделей, ярко выраженного расчленения на шахристан и рабад и небольшие их размеры. Такого упрощенного типа города возникали повсюду на стыке кочевой степи и оседлых оазисов Е19].

Часть среднеазиатских городов возникла «вдоль караванного пути из мусульманского мира в Китай» Р°]. Это — Исфиджаб, Тар аз и другие города Семиречья. Но одновременно возникали города из пунктов местных торговых связей между оседлыми земледельцами и кочевниками. Такими типичными рынками на границе кочевой степи и оседлой культурной полосы были Сыгнак, Отрар, Дженд и другие поселения, расположенные в низовьях Сыр-Дарьи.
Экономическая и политическая природа Сыгнака характеризуется исследователем развалин города А. Якубовским в следующих словах: «Возникнув как рынок на границе степи и культурной полосы, Сыгнак был, прежде всего, торговым центром. Однако, будучи укрепленным городом, он стал и политическим центром, где собирались военные силы кочевников как в целях нападения на культурные районы Мавераннахра, так и для защиты степей от захватнических стремлений хорезм- шахов второй половины XII—начала XIII века» [2,1.
В 1219 году город был разрушен войсками Джучи — сына Чингиз-хана. Лишь в XIV веке он стал столицей Белой Орды. Город строился й украшался. Впоследствии Сыгнак постепенно превратился в место погребения казахских ханов и знати.

 

 

 

 


 

 

 

Отличная продажа шатров и тентов на сайте nwts.su. Лучшее качество и цена.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика