Дворец Хозроя в Ктесифоне
Наиболее грандиозной арочной композицией фасада с центральной аркой-айваном являегся дворец Хозроя в Ктесифоне. Здесь центральная арка развитого входа-айвана сочетается с рядами плоских арочных ниш, расположенных в несколько рядов по фасадной стене. Участки между нишами обработаны полуколоннами, сдвоенными и строенными в верхних рядах. Мотив этот может быть воспринят, как предшественник гофрированной обработки поверхности стены, получившей столь широкое, развитие в домонгольской архитектуре Средней Азии. Прием обработки стены полуколоннами имеет давние традиции. Он мог развиться из мотива крепостных стен с часто расположенными бойницами (например, Джан- бас-кала). Близко расположенные высокие щелеобрааные бойницы как бы расчленяли плоскость стены на отдельные вертикальные отрезки-лопатки. Понемногу у зодчего могла возникнуть мысль усилить стену, утолщая ее на участках между бойницами, а бойницу размещать в заглублениях между двумя соседними выступами. Так появляется гофрированная стена с небольшим рельефом и с бойницами между выступами в раннесредневековых крепостях древнего Хорезма (например, Уй- кала, Кум-кала и т. д.). Для того, чтобы в завершающей части перейти к плоской стене, каждая пара выступов увенчивалась арочной. Постепенно в мотив гофрированной стены вносятся декоративные элементы. Бойницы переходят на выступающие части, группируются о виде ритмического рисунка (например, Тёшик-кала в древнем Хорезме) .
Изображение гофрировайного здайия сделано на древнем серебряном блюде из собрания Эрмитажа, вероятно — хорезмского происхождения (VI—VII вв.). Здесь показана осада крепости, представляющей собой двухэтажный жилой кёшк-замок. Замок-кёшк, изображенный на блюде, дает представление об орнаментации и утраченных деталях тех жилых домов-крепостей, которые были характерны для афригидо-сасанидской эпохи в Средней Азии и частично сохранились в Беркут-калинском оазисе древнего Хорезма. Мотив гофрированной обработки стен широко распространился повсеместно на территории Средней Азии вплоть до XII—XIII веков. Он применялся и в монументальных жилых и в общественных зданиях. Постепенно утилитарно-строительные основы уступают место архитектурно-декоративному их истолкованию. В ранних гофрированных сооружениях (Якке-парсан, Уи-кала, Тёшик-кала и др.) рельеф полуколонн плоский, не превышающий четверти окружности; венчающие арочки малы и также плоски. В более поздних зданиях рельеф полуколонн значительно разнообразится. В мервских зданиях полуколонны имеют граненую форму (например, большая Кыз- кала); в углублениях полуколонн вставляется специальная порезка, подчеркивающая вертикаль щели, образованной двумя соседними выступами. Иной раз эта порезка выносится на верхнюю грань полуколонн (здание внутри крепости Гяур-кала). Этот мотив достигает большого разнообразия и совершенства в сооружениях домонгольского периода.
|