Архитектурно-планировочное устройство городов домонгольского периода
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
03.04.13 20:32

Архитектурно-планировочное устройство городов домонгольского периода
Население городов X—XII веков было неоднородно. Феодальную верхушку составляла купеческая аристократия, связанная с крупными землевладельцами и высшим мусульманским духовенством. Существенную группу городского населения составляли .ремесленники. Между этими группами происходила ожесточенная классовая борьба, порой принимавшая широкие масштабы (например, в Бухаре в 1206— 1207 гг.; в Самарканде 1212 г. и др.).
В городах, по мере их развития, концентрировались население, ремесленное производство,
торговля, административные учреждения — диваны.
Город этого времени—административно- политический и торгово-ремесленный пункт, средоточие аппарата власти, торговой и производственной деятельности, культурной и духовной жизни.
Ремесленное производство и торговля были неотделимы друг от друга. Мастерская являлась одновременно и торговым помещением.
Особняком размещались кварталы богатых купцов, связанных с караванной торговлей. Караван-сараи были местом их торговой деятельности.
Существовали также крупные мастерские— тираза, где работали ремесленники, находившиеся в зависимости от эмиров, халифов и богатых частных лиц. Такие мастерские в следующий, монгольский, период известны под названием «корхана».
Социальное содержание феодального среднеазиатского города домонгольского периода наложило отпечаток на его структуру.
Общую картину сложения среднеазиатского  феодального города можно представить на основе письменных источников (главным образом арабская географическая литература X в.), сохранившихся городищ и планировочных традиций, удержавшихся в городах до конца XIX и начала XX веков.
Наиболее активной частью города становится рабад, бывшее торгово-ремесленное предместье. Планировочная схема новой части города — рабада — принципиально отлична от схемы шахрисгана. Для последнего типично крестообразное начертание двух главных улиц, ведущих от четырех крепостных ворот к центру города.


Характерной особенностью рабада является базар — место обмена продуктов сельского хозяйства окрестного населения на изделия городских ремесленников. Эта связь города с окрестными сельскохозяйственными районами подчеркивается начертанием улиц рабада. От центрального узла — базара — они расходятся радиусами к городским воротам. Число ворот увеличивается. В рабадах Самарканда и Термеза их было шесть, в Бухаре — одиннадцать, в Ташкенте — тринадцать. Загородные дороги являлись непосредственным продолжением городоких улиц.
Города Мавераннахра. Б у х а р а—столица саманидав — быстро растет и становится центром торговой и ремесленной деятельности. Шахристан— основная часть города в доараб- ский период—обрастает плотным кольцом пред- месгий-рабадов, где размещается торгово-ремесленное население. В них появляются обширные базары, дворцы, мечети, общественные здания. Переход жизни из шахрисгана в рабад, признание рабада равноправной частью города происходит в VIII—XI веках.

 

Последнее обновление 11.08.14 10:01
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика