Современный айтыс
<
Оценка пользователей: / 19
ПлохоОтлично 
22.12.14 15:29

Казахи, издревле расселившиеся на большом пространстве в самом сердце Евразии, всегда отличались общностью культуры, языка и мировоззрения. Это способствовало сохранению единства народа и национальной целостности. Огромные расстояния от одного конца страны до другого никак не могли смутить кочевника: преодолевая длинный путь, он переносил культурную и историческую информацию. Сейчас, в мир интернета, телевизора и телефонов, в этом уже нет нужды, но жажда через песни рассказывать о том, как живет наш народ, до сих пор остается.

 

 

В числе таких ценностей особняком стоит айтыс - уникальный жанр устно-поэтического творчества, имеющий многовековую историю. Именитый айтыскер преодолевал долгий путь, чтобы встретиться с другим знатным акыном. На такое событие народ стекался даже из самых отдаленных аулов. Во время айтыса айтыскер воспевал свой регион, его жителей, особенности их нравов. Таким образом, казахи из севера прекрасно знали о том, как живут казахи на юге; западные казахи узнавали о своих соотечественниках из восточной части страны, и наоборот; хотя и те, и другие могли и не быть ни разу в этих краях.

 

Иностранные гости, попадавшие в казахские земли и становившиеся свидетелями таких состязаний, давались диву виртуозностью и находчивостью акынов. Например, польский поэт и этнограф Адольф Янушкевич в середине XIX века восторженно писал об увиденном айтысе: «Как на Олимпийских играх два поэта боролись друг с другом. Едва один выстрелит строфой, другой немедля отстреливается; первый смело нападал, второй мастерски защищался; страсть у обоих все возрастала и разжигала острую борьбу. Это была захватывающая картина».

Айтыс – традиционное у казахов и других кочевых народов Центральной Азии состязание акынов-импровизаторов - получил свое развитие в Казахстане с 1943 года. В декабре 1943 года айтыс впервые был проведен в Алматы, и основным его организатором выступил Центральный комитет Компартии Казахской ССР. Партийные идеологи тогда приложили все усилия, чтобы в любимом народом импровизированном песенном состязании звучала пропаганда советского правительства.

 

В сценическом айтысе 1980-х годов, который к этому времени стал узнаваемым для казахоязычной аудитории телепроектом, политические проблемы пусть и намеком, но все же поднимались. После развала Советского Союза до середины 2000-х годов айтыс казался трибуной творческой свободы, с которой высказывалась открытая критика правительства. Однако с 2006 года состязания акынов начали всячески контролироваться властями Казахстана.

С тех пор изменилось многое. Последние несколько лет айтыс, собиравший большую аудиторию перед телевизорами, не появлялся в эфире. Ходили слухи, что причиной этому стало то, что айтыскеры слишком открыто критиковали власть. Но древняя традиция выстояла против цензуры. Многие сейчас лучше знают о всякого рода рэп-баттлах и западных рэперах, которые на незамысловатых и примитивных речитативах сделали себе состояние. С полной уверенностью можно говорить, что никакой участник рэп-баттла в подметки не годится айтыскеру, и убежит через несколько минут после начала состязания. В айтысе нет места «понтам», и если в человеке нет глубоких знаний, а также сопереживания проблемам своего народа, ему не стоит идти в айтыскеры.

Последнее обновление 22.12.14 15:33
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика