Казахские волшебные сказки | Казахские народные сказки
Казахские волшебные сказки
<
Оценка пользователей: / 4
ПлохоОтлично 
24.12.14 11:37

Проблема детской литературы остро стоит не только в Казахстане, но и, во всем мире. Современные дети – жертвы Интернета, телевизора и компьютерных игр порой даже не догадываются, как много нового и интересного может преподнести им книга. Детская литература, по мнению современных литературоведов и филологов, на сегодняшний день испытывает кризис. Многочисленные социологические опросы показывают, что книги занимают всё меньше места в детской жизни, хотя совершенно очевидно, что без них нет полноценного эмоционального и нравственного развития ребенка.

Сказки — замечательный образец устного поэтического творчества казахского народа, страницы его истории, отражающие быт, обычаи, нравы и традиции степного кочевника, заключающие в себе драгоценные жемчужины народной мудрости, остроумия, находчивости, душевной щедрости.

Мы узнаем из них о тяжелом и непосильном труде народа, о его вековой ненависти к своим угнетателям, о героической борьбе с чужеземными захватчиками. Во всех сказках высмеиваются тупость, алчность и беспредельная жадность баев, прославляются мудрость, героизм и простота бедняков. И всегда добро одерживает победу над злом, всегда торжествуют справедливость и правда.

Сказки - это часть многовековой культуры народа, которые учат добру, благородству, и другим качествам, в них восхваляются общечеловеческие ценности. В казахских народных сказках, с известным героем Алдар Косе, не только высмеиваются людские пороки: глупость, жадность, лень, но и учат добродетелям - любви к ближнему, щедрости, трудолюбию, вере в справедливость.

Определение казахских волшебных сказок

Прежде всего, следует отметить, что сам Пропп, посвятивший изучению волшебных сказок основную часть своих исследований, отмечал трудности в попытке дать определение волшебным сказкам. Он считал возможным выделить волшебные сказки от других видов сказок посредством выявления и изучения их структуры. Как это отмечалось выше, изучение структуры возможно только в волшебных сказках, так как строение таких сказок всегда постоянно. Например, такие элементы волшебных сказок, как испытание, награждение и наказание всегда являются повторяющимися и постоянными элементами волшебной сказки.

Структура сказки состоит из функций – стабильно повторяющихся элементов волшебных сказок. Функциями сказки, по Проппу, являются действия сказочных персонажей, имеющие значение для развития сюжета . При всем разнообразии сказочных сюжетов, функции у них одинаковые. Он выделил тридцать одну функцию действующих лиц в структуре сказки. Рассмотрим основные функции сказок.

Каждая сказка начинается с завязки. Описывая русские сказки, Пропп отмечает, что в сказках, как и в мифах, нет определения времени и пространства. Многие сказки, не только русские, начинаются со слов «В некотором царстве, в некотором государстве, в давние времена».

Далее идет перечисление действующих лиц сказки. Обычно это представители двух поколений: родители и дети, старшие и младшие. Часто сказка, особенно казахская, начинается эпически, когда у престарелых родителей нет детей, и они вымаливают ребенка. Такой ребенок рождается и растет необычным образом: из хлеба, кусочка жира, солнечных лучей и т.д. Растет он тоже очень быстро: «не по дням, а по часам» (сказки «Ер-Тостик», «Нан-батыр»).  Данные элементы сказки, по Проппу, еще не относятся к функции, это только исходная ситуация, которая задает начало первой функции – отлучки. Главный герой уезжает на поиски своих родственников, на войну, на поиски невесты и др. Это так называемая временная отлучка, но может встречаться постоянная отлучка – это смерть родителей.

Отлучка часто сопровождается запретами (вторая функция), которые затем обязательно нарушаются (третья функция). Запрет и нарушение - парная функция, именно они задают начало действия сказки, без них не может быть самого сюжета сказки, потому что нарушение запрета незамедлительно приводит к несчастью или беде. Так, например, в сказке «Волк и джигит» главный герой, не дождавшись определенного срока, сжигает шкуру волчицы, своей жены, что сразу же повлекло за собой беду и трудные испытания. Очень интересен вид запрета – не выходить далеко от дома и производить определенные действия. В сказке «Есек-Мерген» отец перед смертью предупреждает сына не ходить в лес одному, а если он все-таки поедет, то не ночевать на такыре и в мавзолее. Сын поочередно нарушает все три запрета и убивает двух чудовищ женского пола, которые являлись родственницами дракона. За это дракон принуждает Есек-Мергена помочь ему сразиться с другими драконами. Герой убивает всех драконов, за что он соответственно щедро вознаграждается и отпускается домой.

Иногда нарушение приводит к появлению враждебного существа (четвертая функция), который наносит вред (пятая функция). Это может быть фантастическое существо (Жалмауыз-Кемпир, Женщина с Козьими Ногами, Бородатый Старик и другие), иногда – это человек, царь или хан, как в сказке «Волк и джигит». Хан, желая завладеть женой главного героя, решает избавиться от соперника и отправляет его на трудные задания. Вред выражается в различных формах, в частности, в форме похищения. Похищаться может волшебное средство, добыча или невеста.

Завязка сюжета не всегда начинается с запрета и нарушения, и появившейся вследствие этого бедой. Беда может быть эквивалентна недостаче. В казахских сказках недостача изображается в виде пропажи или угона скота, это также может быть какое-нибудь стихийное бедствие, чаще всего, это джут. Недостача характеризуется недостатком хороших пастбищ для скота, на поиски которых отправляется главный герой один, с братьями или помощниками («Ер-Тостик», «Волк и джигит», «Каншентей», «Сарыат»). Суть завязки заключается в том, чтобы главный герой покинул свой дом (шестая функция).

После того, как герой покидает дом, начинается основной сюжет сказки. Ее композиция начинает развиваться с того, что с самого начала главный герой не знает куда идти. В поиске пути ему обычно помогает волшебный помощник (чаще всего конь), невеста, жена, он может увидеть вещий сон или встретить помощников в пути. На этом пути его ожидает встреча с дарителем, который дает ему волшебное средство для выполнения задания или помогает найти ему дорогу (например, «Батыр Алибек»). Встреча с дарителем, по Проппу, «каноническая форма развития действия» . Даритель всегда встречается случайно. Волшебное средство, помощь или невеста получается главным героем посредством выполнения каких-либо заданий или испытаний (седьмая функция): убить дракона и спасти птенцов, пригнать похищенный скот, разбить вражеской войско и т.д. Данные действия заканчиваются всегда заканчиваются получением волшебного средства (восьмая функция).

Следует отметить, что в сказках можно встретить большое разнообразие волшебных средств и помощников, даже в одной сказке их можно насчитать почти десяток и больше. Но при таком количестве их действия ограничены, и все они используются для достижения одной только цели.

Следующая девятая функция – переправа. Переправа занимает очень мало времени, но за это время покрываются расстояния, которые исчисляются месяцами или годами. Это функция волшебного средства или помощника. Обычно эту функцию выполняет животное – конь, птица, ковер-самолет и другие. Птица наиболее древнее культовое существо и часто встречается в казахских сказках – гигантская птица Самрук, которая живет на границе двух миров: срединного и верхнего. Она встречается в трех сказках и помогает главному герою в благодарность за то, что спасает ее птенцов от съедения драконом. Обычно птице не хватает тех съестных припасов, которые они берут в дорогу, и тогда главный герой отрезает кусок мяса со своей ноги, чтобы добраться до назначенного места. Когда они долетают до места, птица возвращает ему его плоть обратно. Конь, напротив, наиболее частый персонаж сказок и особенно казахских, где конь – обязательный элемент рассказа. Функции коня разнообразны: обычно он является средством передвижения, но в то же время помощником и мудрым советником главного героя, он приносит ему различные новости и даже оживляет («Батыр Алибек»). Иногда, очень редко, конь может быть враждебен герою, но со временем он становится его помощником и советником («Каншентей»). Сказочный конь чаще всего является еще и крылатым: соединение птицы и лошади. Помимо этих животных в рассматриваемых сказках можно встретить волка, лисицу, ласточку, волкодавов («Золотая бита»), которые помогают главному герою.

Вся описанная выше композиция сказки ведет к развязке. Здесь герой должен сразиться и выдержать бой (десятая функция). Одержав победу (одиннадцатая функция), он ликвидирует первоначальную беду или недостаток (двенадцатая функция). Но добыть искомое главный герой может не только в бою, но и обманным путем похитить добычу: усыпить, усмирить или пленить чудовище.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика