Казахское общество
Самая сложная модель социальной связи
<
30.11.12 12:47

Самая сложная модель социальной связи—генеалогическая, она служила гарантией целостности общественного организма кочевников многие столетия. Н. А. Аристов писал: «роды у тюрков-кочевников находятся между собой в определенных, имеющих частью фиктивный, частью истинный кровно-родовой характер соотношениях. Произошло это без сомнения вследствие могучего влияния родового быта, в котором кочевники эти пребывают». П. Румянцев дает также интересную оценку этому явлению: «Вся экономическая и социальная жизнь сосредоточивалась в роде... Вне рода казах был беспомощен, он терял независимость и в лучшем случае делался слугой хана—толенгутом». В общественном плане род (ру) больше считается политической единицей, т. е. явлением совершенно другого порядка; чем кровнородственные роды первобытности. Отношение же казахских родов между собой, отношения внутриполитической системы. «Во время бывших народных сеймов,—писал. Мейер,— первородство алимулннцев строго соблюдалось.

Последнее обновление 21.07.14 09:54
 
Административная система
30.11.12 12:23

В целом прогрессивные хозяйственные изменения зачастую наталкивались на консерватизм административной системы России, если развитие товарно-денежных отношений серьезно продвигало вперед казахское общество, то административная система крайне тормозила этнические связи и мешала консолидации этноса в новых для него условиях. В общем сложилась ситуация, когда «одна культура вторгается в другую, проникающая сила каждого из элементов прямо противоположна его социальной ценности. Так, экономический элемент воспринимается чуждой культурой с наибольшей готовностью, за ним следует политика, а на последнем месте оказывается культурный элемент» (А. Тойнби). Общественное развитие Казахстана этого периода есть реальное отражение подобного состояния.

Последнее обновление 21.07.14 09:54
 
Вторжение капиталистических товарно-денежных отношений
30.11.12 12:21

Вторжение капиталистических товарно-денежных отношений, переселение крестьян, изъятие земель ускорили кризис хозяйства и общий упадок благосостояния кочевников, тем самым вызвали кризис традиционной общественной структуры. Таким образом, реформы 1860—70 годов, несмотря на свою ограниченность, все же способствовали ломке старых общественных отношений, разрушению замкнутого натурального хозяйства. Само по себе, спонтанно опираясь только на свои внутренние силы, кочевое хозяйство вряд ли вышло бы из стагнатного состояния., определившего статичность общественных институтов. В этом отношении вторжение новых экономических и социальных отношений, вмешательство в экстенсивное развитие кочевого хозяйства, развитие промышленности и т. д. можно отметить как положительную сторону взаимодействия традиционного общества и реформ: «Мы уже не раз показывали на конкретном эмпирическом материале, что нельзя без ущерба игнорировать вызов, брошенный социальному организму какой-либо новой силой. В подобной ситуации удается сохранить социальное здоровье, только приспособив старые структуры к новому элементу.

Последнее обновление 21.07.14 09:54
 
Племенная организация
30.11.12 12:19

Таким образом, основу этносоциальной структуры составляет племенная организация. Но самое кардинальное отличие социального строя казахов от других кочевых социумов состоит в -наличии четко выраженной сословной стратификации. Необходимо заметить, что под словом «сословный» принято понимать те социально-правовые группы ранее классовых обществ, каждая из которых имеет свои определенные права и обязанности, свой статус. Социальный фактор в казахском обществе является ведущим, и социальное положение человека в подобном обществе определяется не столько его имущественным положением, а скорее принадлежностью к тому или иному социальному слою.
Переход к новым формам социальных отношений происходил на всем протяжении XIX века, и особенно был интенсивен во второй половине века.

Последнее обновление 21.07.14 09:54
 
Термин уру
30.11.12 12:16

На зимних стоянках несколько таких социальных единиц—аулов-«шаныраков»—объединяются в большую группу, так как в зимнее время число трудностей и опасностей возрастает, и их легче переносить большим обществом. Так возникает родовое подразделение —«ата баласы»— в таких общинах представлены уже как общие интересы, так и интересы отдельных аулов. Поскольку такие союзы возникают на основе родства до седьмого колена, то во главе такого союза патронимии стоят старейшины-аксакалы. С давних пор такие родовые подразделения составляют своеобразные исторические группировки, объединенные общим происхождением, совместными перекочевками, военной организацией и, наконец, главы—бием. Подобное образование носит название «уру», что передается на русский язык термином — род. В давние врехмена из родов возникли крупные союзы а те в свою очередь соединились в большие орды, или так называемые жузы. По сути общественная организация казахов, начиная с самых мельчайших социальных ячеек до образования высшего порядка, практически пронизана возрастно-генеалогической иерархией, т. е. осмысливается на бытовом уровне как развитие и разветвление кровнородственных отношений.

Последнее обновление 21.07.14 09:54
 
Широта социальных связей
Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 
30.11.12 12:10

Широта социальных связей, которыми располагает богатый скотовод, служит мерилом его социального положения в обществе— престиж среди соплеменников, наличие реальной власти и возможность обладания общественными должностями и, наконец, возможность создания полигамной семьи. А. И. Левшин пишет: «Однажды спросил я у одного владельца 8000 лошадей, почему он не продает ежегодно по некоторой части табунов своих. Он отвечал мне: «для чего стану я продавать мое удовольствие, деньги мне не нужны, я должен запереть их в сундук, где никто не увидит их. Но теперь, когда табуны мои ходят по степям, всякий смотрит на них, всякий знает, что они мои, и всякий говорит, что я богат». Данное высказывание отражает реально существующие социально-экономические отношения в казахском обществе в начале XIX века. Их характер определяется не накоплением прибавочного продукта, а поддержанием и повышением социального статуса кочевника.

Последнее обновление 21.07.14 09:53
 
Сущности внутренней динамики казахского общества XIX века
30.11.12 12:03

В книге уделялось большое внимание выявлению сущности внутренней динамики казахского общества XIX века.
В принципе перед нами стояла двоякая задача во-первых, необходимо было создать теоретическую модель данного общества в традиционный период в его собственных структурах порядков и связывающих их отношениях. Во-вторых, рассматриваемое общество развивается под сильным воздействием внешних влияний—следовательно, одна из основных задач автора заключалась в изучении диахронических преобразований структуры.
Социальное устройство казахского народа — это порождение своеобразного уклада жизни. Для достижения определенного благосостояния кочевник прежде всего должен иметь обширную территорию, с достаточным количеством сезонных пастбищ. В случае нехватки пастбищ скот гибнет, и, что бы его владельцы ни предпринимали, они не в силах предотвратить беду.

Последнее обновление 21.07.14 09:53
 
Общественная организация казахов
30.11.12 11:56

Основные признаки этих важнейших изменений проявляются в распространении земледелия, оседлости, т. е. в существенной ломке традиционных хозяйственных отношений и переходе от кочевого натурального хозяйства в мелкотоварное. Следствием этих процессов было, появление элементов новых социальных отношений между появляющимися новыми социальными стратами.
Общественная организация казахов есть прежде всего переплетение множеств форм коммуникаций, лежащих в основе социальной жизни. Известный антрополог К. Леви Строе отмечал особую сложность изучения социальной структуры: «Социальная антропология родилась в результате открытия того, что все аспекты социальной жизни—экономический, технический, политический, юридический, эстетический, религиозный—образуют значимый комплекс, что невозможно понять какой-нибудь один из этих аспектов без рассмотрения его в совокупности с другими.

Последнее обновление 21.07.14 09:53
 
Ареной сложных исторических, политических и этнических процессов
30.11.12 11:53

Издавна территория Казахстана была ареной сложных исторических, политических и этнических процессов. С самых ранних эпох истории человечества она была родиной кочевых этносоциальных организмов. Не отрицая возможности эволюционных изменений в кочевых обществах древности и средневековья, мы все-таки убедительно можем сказать, что традиционный кочевой мир вошел в русло кардинальных изменений в хозяйстве, общественной и политической жизни только в XIX веке.
Контуры крутого перелома отчетливо проявились еще в XVIII веке, когда кочевые народы Центральной Азии, прижатые со всех сторон оседлыми соседями, решали судьбоносные вопросы дальнейшего существования. Отличие XIX века от предыдущих эпох заключается прежде всего в общественно-политическом статусе Казахстана. В первой половине века это—народ, пока находящийся в стадии присоединения, а со второй половины XIX века оно уже превратилось в колониальное.

Последнее обновление 21.07.14 09:53
 
«НачалоПредыдущая12345678910СледующаяПоследняя»

Страница 3 из 59
Вверх Яндекс.Метрика