Казахское общество
традиционная этносоциальная структура
<
30.11.12 14:19

3.В китайских пределах проживали следующие племена; союз племен Абак Керей с двенадцатью разветвлениями: племена Байджигит, Тортуыл, Кызай из Найманского союза и ряд мелких племенных групп из Среднего и Старшего жуза. По оценкам Н. А. Аристова, численность китаских казахов в конце XIX в. «по приблизительным, но достоверным сведениям, всего 101 ООО душ».
4.Содержание термина «традиционная этносоциальная структура» понимается нами как уровень развития в доколониальный период. Она включает как хозяйственные формы, так и социальные отношения, характерные для казахов первой половины XIX в. Многие из элементов традиционной структуры успешно сохранились и воспроизводились во второй половине XIX в.

Последнее обновление 21.07.14 09:54
 
Термины «киргиз»
30.11.12 14:06

Термины «киргиз» или «киргиз-каисак», употреблявшиеся в дореволюционных русских изданиях по отношению к казахам, нами исправлены, поскольку среди исследователей ь тогда было стремление применять настоящее самоназвание. С. Броневский пишет; «простой класс народа киргизского не имеет отличительного названия. Гордо произно¬симое слово — казах — знаменует человека свободного, чуждого всякому подчинению и волю свою ставящего выше всех обстоятельств, презирающего своих султанов и биев, если это не согласуется с их внутренними побуждениями» (1830 г.).
Хозяйственное развитие Северного и Центрального Казахстана в системе российской экономики исследовано довольно неплохо.

Последнее обновление 21.07.14 09:54
 
Процесс индивидуализации земли
30.11.12 14:00

Во второй половине XIX века идет процесс индивидуализации земли не в смысле частной собственности. В связи с этим усиливается территориальная определенность казахских общин. В результате общинная организация с генеалогическо-пастбищной становится территориально-соседской.
В конце XIX века проявившиеся к этому времени социальные различия не возросли до степени социальных противостояний. Патриархальные традиции и связи укрепились идеями национального возрождения. Идет не только укрепление новой социальной структуры, но и консолидация этноса. Процессы, происходившие в культурно-политической сфере, достаточно интересны. «Это умение казахов приспосабливаться к естественным и экономическим условиям, о чем мы говорили уже выше,—их способность довольно быстро ориентироваться в новых условиях, и сообразовать с ними свою хозяйственную деятельность — является весьма важным свойством этого народа, выгодно отличающим его от многих инородческих групп и представляющим полную гарантию того, что казахи не обречены на исчезновение при более тесном соприкосновении с чуждой им культурой, подобно тому, как это замечается на некоторых других инородческих группах» (Л. К. Чермак).

Последнее обновление 21.07.14 09:54
 
Ведущей тенденцией социально-экономического развития
30.11.12 13:57

Ведущей тенденцией социально-экономического развития становится все более интенсивное проникновение капиталистических отношений, в результате чего вся структура общественной организации и отношения людей даже в рамках патронимических групп резко расслаиваются. Общая же картина представляется своеобразной—патриархальные черты общества прикрывают суть капиталистической эксплуатации: «патриархально-родовые отношения при известных условиях проявляет необычайную способность приспосабливаться к своему антиподу, т. е. капитализму. Происходит нечто вроде капитализации родовых отношений, т. е. чудовищное извращение подлинной сути последних» (В. Г. Соколовский). Для достаточно поляризованного общества конца XIX века характерно снижение числа и роли средних, экономическое господство богатых и численное преобладание бедных хозяйств.

Последнее обновление 21.07.14 09:54
 
Слова Э. Дж. Хобсбоум
30.11.12 13:50

Изученные нами материалы наводят на вывод о параллельном действии в колониальный период двух различных и противоположных систем, с одной стороны—традиционные институты, с другой — новые отношения, еще не институционные в народном сознании. Насильственная ломка традиционных отношений закономерно вытекает из новых материальных отношений, но она в то же время отражает последствия контакта традиционной культуры с новой культурой социальных отношений. Именно это противостояние различных социальных институтов, представляющих, с одной стороны, колониальные нововведения, с другой .— традиционные, предоставляют исследователю более отчетливую возможность выделить структуру традиционной культуры.

Последнее обновление 21.07.14 09:54
 
Углубление в середине
30.11.12 13:44

Углубление в середине XIX века кризиса кочевого хозяйства казахов и выработанных на этой основе социальных институтов привело к кризису в первую очередь институты традиционного управления и власти. Колониальная политическая культура оказала сильное воздействие на традиционную потестарно-политическую. В целом в конце века мы видим традиционные институты в состоянии приспособления к новой административной системе. Она выступает как своеобразный синтез политических культур. Контакт между двумя системами был изначально несправедливым, колониальная власть была выше, сильнее, поскольку была «обоснованной рационально созданными правилами, то есть ориентация на подчинение при выполнении установленных правил—господство в том виде, в каком его осуществляет современный государственный служащий», а традиционная —это власть, которую осуществляют патриарх и патримониальный князь, «это авторитет нравов, освященный исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение, это «авторитет вечно вчерашнего» (М. Вебер).

 

 
Отсутствие внутренних границ
30.11.12 13:42

С одной стороны, необозримость пространственных представлений казахов, с другой — отсутствие внутренних границ породило отношение к земле как божественной обители. «Имея лошадей, эти кочевые народы познали даль мира. Они завоевали государства, великих культур древности. Опасные предприятия и катастрофы помогли им понять хрупкость бытия, в качестве господствующей расы они привнесли в мир героическое и трагическое сознание, которое нашло свое отражение в эпосе» (А. Вебер).
Введение территориальных начал не только привело к упадку благосостояния, но и ограничению подвижности каахов. Во взаимоотношениях кочевников и природной среды происходят серьезные изменения, отразившиеся в первую очередь в мировоззрении и настроении. По сути многочисленные восстания против колониальных властей направлялись против изменений, привносимых в кочевое общество. Сопротивлялись не столько казахи, сколько общество—общественные отношения и связи, все в целом. Поскольку кардинально менялись сами основы жизни, менялись, глобально отношения между людьми, обществом и природой.

Последнее обновление 21.07.14 09:58
 
В традиционном кочевом обществе
30.11.12 13:40

Конечно, в таких случаях приходится сожалеть о том, что, не изучив последовательно явления социального порядка в их последовательной связи, режимы устанавливают свои правила, не задаваясь вопросом, не будучи уверены, что тем самым принесут вред. «Всякому должно быть ясно, что, прежде чем заняться подробностями социальной организации, надо задать себе возрос: имеет ли организация свою естественную историю» (Г. Спенсер).
В традиционном кочевом обществе, по нашим расчетам, нет внутренних, строгих территориальных связей. В принципе межобщинные отношения регулируются принципами генеалогического родства. Условность пространственных границ характерно и для традиционного мышления. Так, великие мыслители средневекового Казахстана Коркут и. Асан кайгы ищут землю обетованную, благодатную и где люди бессмертны. В более ранних древнетюркских эпитафиях тюрки пишут о четырех сторонах света как об очень досягаемом предмете. Таким образом, территориальные представления казахов.—явление очень сложное.

Последнее обновление 21.07.14 09:54
 
Соотношение общественных связей
30.11.12 13:32

В изучаемой нами этнической организации вся суть системы сосредоточена в родовых генеалогических связях — это самый главный фактор стабильности кочевого общества. В принципе форма социальной организации, потестарно- политический строй и традиционная культура во многих элементах воспроизводят существующие формы связей между родами. Соотношение общественных связей во второй половине XIX века оставалось непостоянным, особенно это касается территориальных связей, которые приобрели большое значение по мере ослабления генеалогических. Но введение территориальных начал в кочевом казахском обществе не имело положительных влияний на благосостояние, наоборот, оно все более ухудшалось. В. Радлов писал: «Устав, установил порядок и, кроме того, обеспечивал защиту оседлым земледельцам, живущим по соседству с казахами.

Последнее обновление 21.07.14 09:54
 
«НачалоПредыдущая12345678910СледующаяПоследняя»

Страница 2 из 59
Вверх Яндекс.Метрика