30.11.12 15:28 |
Г. Колмогоров дальше пишет: «есть много казахов, которые проживают на тысячу, две, три и даже более баранов в год, и в каждой волости найдется хозяйств до 100 таких, у которых по нескольку тысяч голов разного скота» К числу бедных отнесены хозяйства, имеющие до десяти лошадей, и категория безлошадных; к числу 6oгатых — имеющие более 25 лошадей; следовательно, средние хозяйства — это малая прослойка, благосостояние которой ограничено наличием от 10 до 25 лошадей. В подходе статистиков были некоторые противоречия, связанные с группировкой хозяйств по числу скота (лошадей). Очерки по национально-освободительным движениям составлены автором на основе опубликованных источников.
|
Последнее обновление 21.07.14 09:55 |
30.11.12 15:24 |
С. Шарипов пишет: «Таким образом, Ердена три раза поминали и потратили всего 1868 лошадей и 600 баранов». Исторические предания казахов свидетельствуют, что предок всех казахов Алаша перед своей смертью оставил своим трем сыновьям следующее завещание: Не берите при взаимном посещении друг у друга платы за съестные припасы, будьте друг к другу постоянно как бы приглашенные гости, пользуйтесь таким образом друг у друга правом «кокак асы» или даровым, бесплатным приютом и угощением,— на что примите от меня еще оставшуюся у меня, четвертую долю моего имущества и считайте ее...
|
Последнее обновление 21.07.14 09:55 |
30.11.12 15:14 |
«Ата» — как термин родства, применяется на всех уровнях таксонов родственных отношений. В самом широком понимании о и охватывает единство происхождения всего этноса: «Атамыз Алаш»; единство племени и союза «Аргыинын аргы атасы акын Котан»; термин означает и родителя — отца. Универсальный, агнатный характер этого термина оправдывает его применение в сочетании с числительным «бiр» — один, для обозначения минимальной патронимии. Жетi ата — семь колен, имен. Но этим числом поколений ограничивается экзогамия, нарушения запрета на брак по седьмое колено ведет к суровым нравственным и правовым наказаниям. Н А. Логутов в числе основных объединений внутри племени, «имеющих значение в общественных взаимоотношениях как внутри рода, так и вне его, в зависимости от степени важности того или иного события» выделяет объединение по предку в 7-м колене.
|
Последнее обновление 21.07.14 09:55 |
30.11.12 15:06 |
Термин «мурза» очень часто встречается в архивных документах середины XIX в. В обычном понимании этим словом величали щедрых скотоводов. Обычное право казахов гласит «всякий обиженный, т. е. потерпевший кражу или угон скота, обязан, не делая никаких угонов от вора, предъявить о своей обиде прежде всего родовичам последнего и требовать удовлетворения через них. Только отказ, сделанный всеми родовичами вора и удовлетворении обиженному, дает последнему право па баранту или на угон первого скота, равного покраденному им».
|
Последнее обновление 21.07.14 09:54 |
30.11.12 14:57 |
По плану Кауфмаша-Колпаковского за время с 1868 г. по 1900 г. число крестьянских поселков в Семиреченской области достигло 16, а число душ обоих полов — 22 858 человек. В результате заселения крестьянами предгорной полосы в жизнь казахов Сырдарьинской и Семиреченской областей внесено столько изменений, что продолжать прежнюю кочевую жизнь стало невозможно. В соотношении коренного и пришлого населения за полвека произошли большие сдвиги. Так, в конце века: казахи составляли 73,6% всего населения, русские — 26,8%, татары —1,4%, эстонцы и латыши—0,16%, евреи — 0,09%, калмыки — 0,09%, сарты, бухарцы и другие среднеазиат- цы — 0,09%. По подсчетам В. Ф. Шахматова, к 1917 г. из общей площади шести областей Казахстана «всего для русского населения было изъято 30,7 млн. десятин. Для ведения кочевого скотоводства оставалось, приблизительно, до 212 млн десятин земли».
|
Последнее обновление 21.07.14 09:54 |
30.11.12 14:54 |
Мы не рассматриваем «ходжа» как общественную группу, сосредоточившую в своих руках монопольное право на отправление культа. Среди этой прослойки было очень много непрофессионалов «лжеходжа». Мы намеренно избегаем давать определения применительно к сословным и социальным прослойкам: во-первых, оно заняло бы много места, во-вторых, не выработаны основополагающие концепции по данному вопросу. Вызывает сомнение у авюра правомерность отождествления сословных групп с социальными классами, что является следствием преувеличения значения внутренних противоречий кочевого общества. Этим термином нередко называют казахов, плохо знающих свой родной язык.
|
Последнее обновление 21.07.14 09:54 |
30.11.12 14:23 |
«Ру» — обычно переводится термином «род», тогда как в самом деле это племя, или подразделение племени, ими могут быть и группы племен. В тексте книги термины— «ру—род» употребляются условно, в силу необходимости применения устоявшихся словосочетаний — «родо-племеиной состав», «родовое землевладение» и т. д. В данной связи рассматривается только генеалогическая иерархия союза Аргын. Предложенная схема отражает общие закономерности, тогда как в действительности, в зависимости от политических, территориальных причин возможна различная комбинация племен. Так, некоторые предания говорят о том, что в Момун входило два союза — Бегендык и Шегендык, другие свидетельствуют о том, что эти последние были в составе Суйундык, третьи показывают их в составе союза бес Мейрам.
|
Последнее обновление 21.07.14 09:54 |
30.11.12 14:21 |
5.В качестве критериев для выявления таксономических уровней этнической иерархии, в том числе субэтнических подразделений, выделены самосознание, самоназвание и эндогамия. 6.Структура этносоциального организма основывалась на строгом соблюдении принципа генеалогического старшинства. Племена представляли собой самоуправляемые общины. Поэтому ни ликвидация ханства, ни военная колонизация сильных действий в племенную структуру оказать не могли. 7.Во многих исторических легендах Алаша фигурирует как пегий царственный изгнанник, ставший первым казахским ханом. Ему подчинялись три сотни воинов, во главе которых стояли его- сыновья. От старшего сына —название Старшего жуза — «Улы жуз», Среднего — «Орта жуз», Младшего — «Киши жуз».
|
Последнее обновление 21.07.14 09:54 |
|
|