Волшебные сказки
<
Оценка пользователей: / 22
ПлохоОтлично 
26.12.11 19:34

Самыми интересными и красивыми являются волшебные сказки, потому что они богаты вымыслом и событиями, яркими образами. Волшебными эти екай и называются потому, что здесь преобладает элемент чудесною, фантастического, таинственного, в них много превращении.

Волшебные сказки

В фольклористике доказано, сказки о животных, волшебные сказки корнями СВОИМИ уходят в далекое доклассовое общество. В них сильнее, чем в каких-либо других сказках, отражаются черты мифологического мышления, древнего анимизма, магии, тотемизма. Они проявляются в образах-олицетворениях явлений природы, в образах сказочных животных, наделенных сверхъестественными качествами и выполняющих роль волшебных спутников и помощников человека, который постоянно находится в борьбе с враждебными силами за торжество добра над злом.
С течением времени волшебные сказки постепенно освобождались от мифологических черт и стали выражать самые сокровенные чаяния и мечты народа.
К волшебным сказкам относятся «Ер-Тостик», «Три совета», «Одноглазый великан»,
«Камень Адам-бильмес», «Ак жы-лан» («Белая змея»), «Ханский сын в гнезде», «Вечная вода», «Итыгиль», «Дарьиш Мерген», «Таласпай Мерген», «Кула Мерген», «Аламан и Жоламан», «Девять задир и один пискун», «Иди туда — принеси сюда», «Проданный сон» и другие.
В волшебных сказках все необычайно, гиперболизировано. Герои и героини действуют и на земле, и под землей, и на небе, в невероятных обстоятельствах подземного и подводного царств, встречаются со всякого рода чудовищами, таинственными существами. Положительный герой волшебных сказок проходит через все препятствия, побеждает соперников, подчиняет стихийные силы природы и почти всегда достигает поставленной цели, возвращаясь с богатством или невестой-красавицей.
Главный герой казахских волшебных сказок обычно хороший, добрый человек, иногда это младший сын, младший брат, странник, ищущий похищенных злыми духами невесту, братьев, сестер. Обычно он меткий стрелок. В названиях сказок и именах героев концентрируется суть, содержание повествования. Таковы Ер-Тостик, Алеуке-батыр, Мерген Дарьиш, Таласпай Мерген и другие.
Казахи очень ценят родственные связи, потому и в сказке «Ер-Тостик» рассказывается, как Ер-Тостик, случайно узнав на пире о таинственном исчезновении братьев, «заготовил родителям запасы и отправился искать девять пропавших братьев». В конце концов, он их находит. Отец теперь ищет в далеких краях десять невест — десять сестер для своих сыновей — это также следы эндогамии, когда сородичи одного рода и племени выбирали себе невест в других аулах, только в пределах одного рода.
Один из сюжетных узлов волшебной сказки — запрет и его нарушение. В сказке «Ер-Тостик» введен древнейший мотив запретов, наказов, нарушение которых вызывает тяжелые последствия. Перед отъездом отца в обратный путь был дан совет — не останавливаться каравану по пути на ночлег в уро¬чище Соркудук, у запрещенного озера. Нарушен закон — и герои попадают под губительное воздействие враждебных сил. Легкое животного, которое плавало на поверхности озера, оборачивается в Жалмауыз-кемпир — семиглавую старуху-людоедку, она требует Ер-Тостика. В этом превращении отражено одно из демонологических поверий казахов о водной бездне, чудище опасном, потустороннем мире, обиталище душ умерших, а душа, якобы, часто возвращается в облике человека.
Из подводного царства герои спасаются при помощи силачей, чудесных животных и предметов.
Немало чудес связывается с самой большой и волшебной птицей по имени Самрук, у которой две головы: одна голова говорит по-человечьи, другая поет по-птичьи. В сказке «Кан-ба-ба» Батырхан совершает странствия на мифической птице Самрук, т. к. ни на каком другом животном через высокую гору перевалить нельзя. В сказке «Камень Адам-бильмес» герой-жигит находится на необитаемом острове. Он видит, как айдахар (дракон) ползет по дереву к гнезду с детенышами птицы, и убивает его. За спасение птенцов Самрук помогает ему найти магический камень Адам-бильмее (неведомый человеку камень), который приносит удачу. Мотив спасения героем птенцов от диуа — циклопа, дращна айдахара и благодарной помощи птицы за это гречается в нескольких казахских сказках —«Ер-Тостик», «И п.н п и др. Из птиц орел, каршыга (ястреб) показаны ДРУЗЬЯМИ человека. Казахи —большие любители охоты с беркутом, орлом, ястребом. Птицы слушаются своих хозяев. Готовить их к охоте — целое искусство.
В повествовании большую роль играет и сказочный конь по имени Шалкуйрык — помощник, друг героя. Он говорит человечьим языком, дает советы, выводит людей из трудных ситуаций, волосок коня помогает найти путь и т. д. В сказках распространен образ верблюдицы — Желмая, мчащейся со скоростью ветра, потому она и считается духом ветра. Присутствует в сказках волшебная вода, окропление ею оживляет мертвого.
В волшебных сказках сложились свои отрицательные образы, олицетворяющие злую силу, злое начало. Один из таких образов Жалмауыз — демоническое, прожорливое существо. Казахи метко и точно определяли в названиях суть тех или иных явлений. Так и здесь семантика слова «Жалмауыз» означает ненасытный прожорливый рот. В казахских сказках Жалмауыз выступает в образе старухи, нередко с несколькими головами, часто употребляется выражение Жалмауыз-кемпир (старуха). По виду это отвратительная, уродливая старуха, она обитает в безлюдных горах и степи или в колодце, пожирает скот и людей, похищает детей.
В сказке «Три совета» Ахмет достает для каравана воду, убив Жалмауыз, у которой «глаз был величиною с чангарак» (большой деревянный обруч, служащий крышей или сводом юрты). В сказке «Ер-Тостик» немало вреда герою приносит ее сын Шоин-кулак — Чугунноухий, чья душа — девять цыплят — спрятана в сундучке, который носит в своем животе дикая коза.
Зло также олицетворено в образе Албасты (слово «ал»— взять, брать, «басты»— задавил), демона, связанного со стихией тяжести, иногда водной стихией. В сказке «Албасты» одноименная героиня обычно рисуется в облике уродливой женщины с длинными распущенными светлыми волосами, у которой во лбу один глаз, нос из камня или из красной меди, на руках острые когти, копыта на ногах.

В мифологии и волшебных сказках казахов есть колоритный образ Мыстан-кемпир — безобразной ведьмы, являвшейся причиной злоключений героя. Она подменяет детей, манит в пещеру, пожирает узников, которых держит в подземном царстве, пытается хитростью обогнать бегуна или всадника во время состязания, обладает магией действия. Образы Албасты и Мыстан-кемпир, сохранившиеся преимущественно в казахской волшебной сказке, впоследствии стали употребляться для характеристики злобных, коварных женщин.
Герой-добродетель в волшебных сказках проходит через все препятствия, которые чинят злые силы, побеждает своих соперников и всегда достигает благородной цели. В этом выражены самые сокровенные мечты народа — о победе добра над злом, о спокойной счастливой жизни. Сказка всегда убеждает верить в лучшее, доброе.
В художественном отношении волшебная сказка — один из совершенных жанров народного творчества. В них свои традиционные приемы композиции — зачин, повествование и концовка. Сказочное повествование характеризуется насыщенностью действий и отличается приемами повторения, ретордации, замедления, троекратное или троичности какого-либо действия и лиц. Например, в сказке «Красавица Кункей» рассказывается, как хан ставит три условия, заставляет героя принести золотую подставку для золоторогой лани, золотое дерево из далекой страны и девушку-красавицу, живущую в солнечном царстве.
Развязка (концовка) казахской волшебной сказки обычно типовая: благополучный исход борьбы героя — он побеждает чудовищ, превосходит всех умом, находчивостью, получает трон, женится на ханской дочери-красавице или благополучно возвращается на родину из странствий. Для многих сказок характерны такие концовки: «тридп.чп. дней веселья и сорок дней пира устроил», «желания все дополнились». Такая развязка вполне закономерна, она объясняв вековечной мечтой народа о счастливой богатой ЖИЗНИ.
Идеализация сказочною героя достигается художественными приемами и средствами, из которых наиболее устойчивыми и распространенными являются гипербола, контраст. В именах героев часто определение «ер», что означает храбрый, смелый, мужественный, «мерген»— меткий стрелок, характеры героев раскрываются в необыкновенных обстоятельствах, действиях — в борьбе с чудовищами, драконами, жезтырнака-милюдоедами и т. д. Они также гиперболизированы, например, пасть айдахара-дракона как расстояние между землей и небом, с дальнего расстояния его дыхание притягивает все живое. Описание скачки коня: мчится как вихрь или идет, упираясь верхней губой в небо, нижней в землю; от скачки коня Шалкуйрыка, друга Ер-Тостика, «горы рассыпаются, как куча песка». Герои поднимаются на крыльях птицы-великана Каракус в небо, откуда земля кажется величиной с потник, с наперсток, с игольное ушко. Присутствует и чудесное зеркало, взглянув в которое, можно увидеть все, что на свете делается.
Итак, волшебные сказки содержат в себе много интересного, необыкновенного. Это поэтическая выдумка. Их чтение требует глубокой культуры с тем, чтобы правильно осмыслить содержание и проникнуться совершенством формы.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика