Социально-бытовой эпос
<
Оценка пользователей: / 13
ПлохоОтлично 
25.01.12 10:13

Социально-бытовой эпос

Социально-бытовой эпос

Среди казахских эпических сказаний особое место занимают лироэпические поэмы, в которых преобладающей является тема любви, сложных взаимоотношений людей, жестокость старых обычаев и нравов, обрекающих на гибель влюбленных. В этих произведениях взаимодействуют лирические и эпические элементы, рисуются картины внутренней мирной жизни казахских аулов, действие переносится в сферу федально-родовых отношений со множеством конфликтов, в том числе любовных и психологических, делается упор на изображение традиций, обычаев, моральных достоинств, глубоких чувств и переживаний героев.
Популярными в народе были лироэпические произведения «Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Кыз-Жибек», «Айман-Шол-пан», «Енлик-Кебек», «Калкаман-Мамыр». Так, например, в эпосе «Айман-Шолпан» изображены сложные внутриродовые взаимоотношения. В образе казахской девушки Айман опоэтизировано высокое представление о чести, достоинстве, великодушии, смелости и находчивости. Айман проявляет эти качества, вступая в переговоры с родами, освобождает себя и свою сестру Шолпан из плена и добивается примирения между враждующими племенами.
«Козы-Корпеш и Баян-Сулу». Одно из древних и широко распространенных среди народа эпических произведений — «Козы-Корпеш и Баян-Сулу» (сулу — красавица) имеет несколько вариантов. Один вариант вышел в 1812 году в Казани на русском языке в переводе с башкирского. В архивах А. С. Пушкина есть краткая запись содержания поэмы, сделанная для него неизвестным собирателем фольклора во время поездки Пушкина в Оренбург в 1833 году, в 1845 году в журнале «Иллюстрация» был опубликован сюжет. Один из вариантов поэмы записан в 1870 году В. В. Радловым. В начале XIX века акын Жанак, приняв участие в конкурсе на лучшее исполнение этого произведения, спел вариант народной поэмы, который получил широкое распространение. В наше время имеется несколько изданий, поэма экранизирована. На ее основе писатель Г. Мусрепов создал пьесу «Козы-Корпеш и Баян-Сулу»— классическое драматическое произведение.
В эпосе «Козы-Корпеш и Баян-Сулу» имеется пролог, изображаются кочевой быт, сложные взаимоотношения между людьми в роду и семье, показан жизненный путь главных героев от рождения до кончины.
Во всех шестнадцати вариантах эпоса основное содержание, канва событий такова: жили два родоначальника-богача — Сары-бай, прославившийся щедростью, и Карабай — скряга. Встретившись как-то на охоте, они договариваются, дают клятву поженить будущих детей, если у одного родится сын, а у другого дочь. По старому обычаю одним из средств благополучной мирной жизни родов считались дальние родственные связи, наречение детей женихом и невестой при рождении. На охоте внезапно умирает Сарыбай, перед смертью он обращается к Карабаю:
Запомнишь ли навеки наш обет. Исполнишь ли прощальный мой завет? И, если у тебя родится дочка. За сына моего отдашь иль нет?
Карабай говорит:
Для недруга я — высохший арык. Зато для друга — плещущий родник! Не беспокойся — клятвы не нарушу. К чему мне ложью осквернять язык.
Однако Карабай нарушает клятву —«за сироту дочь не выдам, какая мне корысть, какая честь»— и откочевывает далеко. Так Козы-Корпеш и Баян-Сулу, нареченные женихом и невестой при рождении, разлучаются в детском возрасте злой волей отца Баян. Однако до них доходит слух о помолвке. Наслышанные друг о друге и обо всем случившемся, они воспламеняются горячей любовью друг к другу. Но Карабай уже обещал отдать Баян силачу Кадару, который спас его табуны. Став взрослым, Козы-Корпеш отправляется на поиски невесты. После долгого и опасного пути он отыскивает Баян, но ему приходится таиться, приняв обличье пастуха. Любовь их возвышенна и романтична. Злой соперник Кодар узнает об этом и ему удается убить спящего в поле Козы-Корпеша. Баян-Сулу мстит за возлюбленного. Она просит Кодара спуститься в колодец за водой, держась за ее косу. Отрезав косу, она забрасывает колодец камнями. Убив коварного злодея Кодара, Баян-Сулу на могиле Козы-Корпеша падает на кинжал и умирает. В эпилоге говорится, что на могиле влюбленных растут два душистых цветка, а между ними — колючее растение.

Смотрите также на сайте:

Камбар-батыр

Героический эпос - Кобланды-батыр

Эпоc

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика