Сказки о животных
<
Оценка пользователей: / 42
ПлохоОтлично 
25.11.11 11:47

В казахском сказочном фонде эта группа составляет значительную часть. Эти сказки имеют богатое содержание и особую структуру. Полагают, что их корни в той, очень отдаленной от наС эпохе, когда не познанный человеком животный мир казался ему таинственным, загадочным существом, обладающим магическими свойствами. В сказках о животных остались следы тотемических верований. В страхе перед животными человек обожествлял их. Позднее о животных люди стали слагать своеобразные рассказы, которые в науке называются зооморфическими мифами. Именно обожествление человеком животных стало основой возникновения сказочных сюжетов. Часть животных, зверей и птиц считались священными. «Вообще скот, как единственное средство народа, ведет к разным поклонениям ему: не наступают на кости животных... Если животное имеет какую-нибудь особенность, то его называют аулие и почитают выражениями счастья, не стреляют в лебедей, и называют его царем птиц. Не бьют сову, филина, дятла, кок-карга (синюю ворону) и кукушку», писал Ш. Уалиханов. Считалось, что перья филина могут охранять от злых духов, и поэтому привязывали их к колыбели детей. Таких поверий было немало.

Тотемические представления казахов сохранились, например, в повествованиях о покровителях домашних животных. Покровителем рогатого скота считался Зенги-баба, покровителем овец — Шопан-ата, верблюдов — Ойсыл-кара, Жылкышы-ата — лошадей, Чекчек-ата — козлов. «Все эти пять покровителей были святыми в те времена, когда на земле царили святость и чистота, они пасли каждый свое стадо, любили и миловали его»,— писал Г. Н. Потанин. Например, отголосок былого тотемического культа быка есть в сказке «Бык», в которой рассказывается, как старик нашел в одном роге быка серебро, а в другом золото. Сохранилась сказка, в которой с образом быка связано происхождение воды в степи, озер Зайсан, Тенгиз и других. Жажда одолела двух пастухов и быка. Решив добыть воду, бык стал копать землю рогами, и пошла вода, от нее образовалось озеро. Под землей тоже большое озеро, на поверхности которого жайын тас — магический камень. Сивый бык стоит на нем четырьмя ногами и держит рогами землю. «Когда устанет, происходит землетрясение» рассказывается о быке. По поверьям казахов земля держится на рогах быка. Рога животных — символ силы.

Сюжет сказок «Ак жылан» («Белая змея»), «Ак жылан мен кара жылан» («Белая змея и черпая змея»), «EK мерген» («Два метких стрелка») и других основан на тотемических представлениях, повериях о змее. Змея час ю выступает в роли дарителя богатства или наделяет героя знанием языка птиц, животных, которые дают ему власть над ними , в казахском быту долго сохранялся культ змеи, считалось, ЧТО змеи живут в скопище, ордами, и человек, которому посчастливилось увидеть змеиное скопище или одну из них, будет жить в изобилии и счастье. Считалось также, что змеиное скопище образуется в местах, где таится золото: змея знает различные заговоры и может заворожить человека, но если он знает противозмеиный заговор, то она не страшна. Сохранились отзвуки веры в живучесть змеи, рассказывают, что разрубленное тело срастается, а вместо отрубленного хвоста вырастает новый. Змее приписывают такое заклинание:
Коль золотая голова моя будет цела — через шесть дней оживу;
Коль медный хвост мой будет цел — через семь дней оживу; Коль поясница моя будет цела — через тридцать дней оживу.
В казахских сказках, как и у большинства других народов, повествуется о хитрых проделках лисицы («Волки лисица», «Неудача лисы», «Лев и лисица», «Лиса и коза», «Лиса, медведь и пастух», «Лиса и перепелка» и др.).
В одной из казахских сказок лиса уговаривает волка отведать мяса, прикрепленного к капкану, и он попадает в него. В другой лиса выбирается из ямы по рогам обманутой козы. В сказке «Лиса и обезьяна» на хитрую и лживую уловку лисы попадает обезьяна, которая, поверив обещанию лисы сделать ее царем царей, попадает в железный капкан. Льстивая лиса высмеивает ее, издевается над ней: «К тебе пристало железное счастье, от которого, как ни брыкайся, не избавишься», «Есть два вида счастья — одно из них сядет на голову, а другое пристает к ногам». Однако обычно лиса со своими хитрыми проделками, в конце концов, погибает сама.
В казахских сказках о животных характеристика волка примыкает к таким общераспространенным чертам, как ненасытность, глупость и жадность. Сказки так и называются: «Глупый волк», «Лев, волк, лиса, верблюд», «Верблюд, волк, тигр», «Бараны волков пугают» и другие. Баранам нет покоя от волков, однажды они решили показать им голову убитого волка, приговаривая, что их ждет такая же участь от их хозяина —пастуха.


В сказочном фонде казахов немало таких сказок, в которых па первый план выводится объяснение повадок зверей и птиц, каких-нибудь черт их поведения или внешних признаков. Исследователи условно называют их этиологическими (причины) сказками. Отологические сказки — плод вымысла, они часто смешные, шутливые, занимательные, имеют подтекст, в них много юмора. Например, хитростью и настойчивостью лиса отбирав! у зайца пышный хвост («Почему у зайца короткий хвост?»). Однажды зайцу удалось обмануть доверчивых живот¬ных, над ними заяц так смеется, что у него лопается губа («Почему у зайца три губы?»). В прежнее время змея была кривая и много губила людей и животных. Пришел к змее святой и говорит: «Хочешь, змея, я тебя сделаю прямой, ты будешь еще быстрее бегать». Змея согласилась. Святой зажал ее в инструмент для выпрямления кривых жердей и палок, продержал под у раком — серпом. «От этого она стала прямой, гладкой и бессильной»— рассказывается в сказке «Змея».
Как у ряда восточных народов, гак и у казахов образами животных и зверей назван 12-летний цикл времен: 1-й год — год мыши, 2-й —коровы, 3-й —тигра, 4-й — зайца, 5-й —улитки, 6-й — год змеи, 7-й — лошади, 8-й — барана, 9-й — обезьяны, 10-й — курицы, 11-й — собаки, 12-й — кабана. О каждом годе слагались народные произведения то в виде сказок, то в виде притч, то в виде коротких рассказов с занимательными сюжетами.
В художественном отношении сказки о животных отличаются простотой и сжатостью изложения. В их основе — встречи, диалог; в одной сказке обычно участвуют несколько зверей и животных. Многие сказки о животных начинаются с традиционного зачина «ертеде»—«давным-давно...», немало в них повторяемости действий, слов, обращений, аллегорий. Так как сказки о животных часто основаны на диалоге, то язык их обычно отточен, выразителен.
Будучи одной из форм отражения мира, казахские сказки о животных имеют большое самостоятельное историко-художественное значение.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика