Разговоры о форме
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
08.12.12 19:09

Разговоры о форме


Но чаще всего разговоры о форме сводятся к проблеме внешности. Есть решительные предложения сверху разрушать старую оболочку стиха. Эта щедрость от бедности. Старое не всегда устаревшее. Достоевский и Толстой использовали внешность
французского романа, но они стали подлинными новаторами русской прозы и повлияли на мировую литературу XX века, в том числе и на французскую.
Форму изменяет только само содержание.
Мощь личного материала взрывает литературную оболочку, порабощая ее. Стилиста Бальмонта не читают: «ландыши, лютики, ласки любовные ластятся, лепятся, льнут.» Тонкая, прозрачная струйка воды - прекрасна, как луч, если льется из полупустого пузырька. Падая с высоты роста, она распыляется. Она не напоит толпы. Кто ты - фонтан в райском саду или родник в пустыне? Какофония Ниагарского водопада мне более созвучна, она бессистемна и непрозрачна, как буря летнего солнца. Это откровение бешеной энергии. Полнейшее пренебрежение правилами пузырька.
Каждый художник находит свою форму, чтобы полнее выразиться. Если материалу нужно - он разрушит, это и будет созиданием. Некоторые молодые казахские поэты пытаются делать стих свободным по форме. Если это естественно, если это от переполненности - прекрасно!
Разговоры о формализме в московской литературе не должны затормаживать новаций в казахской поэзии. Пусть поймут меня правильно, но нам как раз и не хватает хорошего «формализма». Формализм - явление большой литературы: она его породила, чтобы в борьбе с ним оттачиваться. Она знает, что с формализмом не будет покончено до тех пор, пока живет и торжествует примитивизм. Нищий - не пролетарий. Убожество формы - не «народная простота». Замечено, что некоторые деятели искусства, облеченные незаслуженной властью, стараются противопоставить свои вкусы всему, что выше их творческих возможностей.
Любая борьба в литературе должна стать этапом развития, а не кампанией, которая, вспыхнув, тут же гаснет, оставляя после себя дымящиеся обломки. Люди, не признающие иные литературные стили, уподобляются тем, кто собственноручно вручает права на жизнь только своему племени.


Примитивизм в искусстве остается врагом номер один.
От описательности к формулировкам - завтрашний день формы казахского стиха.
Я говорил: личная тема - талант. Я убежден и в другом: талантливый поэт бездействует в литературе, если он глух к требованиям современной техники письма.
Казахский стих до сих пор рассчитан на слушателя. Читатель нуждается и в зрительном рисунке, и в тоническом подтексте. Он требует углубленности и компактности стиха.
Советская поэзия активна. Она пока - поэзия Веры. Поэзия обязанности и права. Но она уже и поэзия знаний, совокупленных в сознание. Разобщенных мнений в co-мнение. Почти все молодые поэты начинают свой путь с социальной лирики. Международные отношения - первое, на чем пробуют свое перо начинающие. Редакции завалены незрелыми размышлениями пионеров и пенсионеров о судьбах мира, о «предателе Аденауэре» и дяде Сэме.

 

 

 

 


 

 

 

 

Последнее обновление 22.07.14 16:12
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика