Приемы современной прозы
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
08.12.12 19:05

Приемы современной прозы


Мы читаем романы, слушаем эпос, и нам уже кажется, что стихи древних повторяли приемы современной прозы. И знание не спасает от этого ощущения. Эпоха ликбезов кончилась, начался век высших школ. Окреп роман, а стих продолжает идти по замкнутому кругу фольклора. Отдав другим жанрам естественность выражения, стих остался один на один с обнажившимися условностями. Стих стал прозаичным. Чувствуя это, современные поэты стыдливо ставят в подзаголовки поэм определения других жанров: «роман в стихах», есть стихотворные «рассказы», «очерки», «репортажи».
Короткий ямб заменил километры гекзаметра. Поэмы стали короче, не больше 3-5 тысяч строк.
Помню, в Москве, на обсуждении одного романа в стихах, выдвинутого на высокую премию, Твардовский всерьез предложил дать премию тому, кто дочитает роман до конца. Пушкин сегодня, вероятно, не стал бы делать «Евгения Онегина» стихами. Драма Сельвинского в том, что его стихотворные трагедии длинны и построены приемами прозы. Желание создать современный эпос превалировало над необходимостью. Мало кто его читает, но ведь и в советской литературе мало таких мастеров стиха, как Сельвинский. Могучий бас не слышен в зале с отрицательной акустикой. Великий оратор не поднимет толпу пламенной речью на мертвом шумерском языке. Если для Сельвинского вынужденная неконтактность - трагедия, то для менее талантливых авторов - не беда. Они продолжают писать пространные глухонемые поэмы, в которых описательность и приниженный бытовизм убивают и без того слабые проявления поэзии. Чем отличается иная казахская поэма от биографического очерка?


Стихотворным размером и рифмой. И это не рядовой пример, это явление, вызванное непониманием формальных задач современного стиха. Жизнь определяет новые границы формы, мы их не чувствуем и бьем в сетку.
Пытаюсь развить в себе чувство жанра. Когда берусь за материал, спрашиваю себя: «Не лучше ли организовать его прозой?» - и если ответом - да, должен писать не стихами. Пусть этот метод несколько искусствен, но он необходим, если мы хотим сохранить стих. Жанр должен наметить границы, отделяющие его от массы словесной породы. Грани кристалла. Вот эти сверкающие углы и плоскости поэзии поэт обязан увидеть и соблюдать их. Из химии мы знаем, что кристалл - это идеальное расположение атомов в молекуле. Мы говорим, что стихотворение - это произведение поэзии. Это так же верно, как алмаз - это карбон, но графит - тоже карбон, у!чэль - тоже карбон, и отличают их процессы этногенеза. Когда в глыбах мертвой зеленоватой породы мы находим песчинки прозрачной твердости, то невольно представляем, какого грома стоили природе эти совершенства: геологи называют месторождения алмазов трубками взрыва. Стих обновляется во времена великих социальных потрясений. Взрывы XX века не утихают. И алмазы поэзии будут образовываться. Стихия природы может обойтись без сознания, человеческая культура - нет. И потому мы постоянно стремились очищаться от всего отжившего. Дискуссии по форме стиха начались давно и не кончаются.

 

 

 

 


 

Последнее обновление 22.07.14 16:12
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика