Пословицы, поговорки и другие жанры
<
Оценка пользователей: / 6
ПлохоОтлично 
28.12.14 13:51

У казахского народа существует огромное количество пословиц и поговорок. Тематика их охватывает все сферы и многообразие жизни: рождение и смерть, богатство и бедность, дружбу и вражду, любовь к родине, семейные ценности,взаимоотношения людей, взаимодействие человека и природы, отношение к труду, особенности воспитания детей и множество других тем.

 

Пословицы в жизни казахов

 

Красноречие всегда ценилось у казахов. С детства бабушки и мамы обучали детей несложным стихам, песням. Подрастая юноши и девушки могли не только красиво петь или читать стихи, но и становились мастерами импровизации, устраивали состязания айтысы в умении "на ходу" сочинять остроумную рифму в ответ на рифмованное обращение соперника. Простота, краткость, несложная рифма и в тоже время емкость казахских пословиц и поговорок сделали их столь популярными в народе.

 

Правильное включение их в речь, делает ее более яркой, выразительной, подчеркивает остроумие и гибкость мышления говорящего. В казахских пословицах и поговорках отражается мудрость народа, его опыт, история, идеалы. Не всегда при переводе пословицы дословно можно правильно понять ее смысл, так как смысл ее может быть заложен в виде метафоры и буквальный перевод с казахского языка, например на русский язык, будет выглядеть нелепо. Иногда, чтобы понять смысл пословицы необходимо знать определенные обычаи и традиции народа, так как они пронизывают всю жизнь человека, формируют его жизненные ценности и уклад, и не могут не отразиться в устном народном творчестве.

 

Через пословицы и поговорки можно приблизиться к пониманию мышления народа, к его восприятию тех или иных исторических моментов, заглянуть, если можно так выразиться, в душу народа. Источник возникновения или авторы казахских пословиц и поговорок, как правило не известны, их имена скрыло время, но безусловно это были очень умные люди, выходцы из народа, чья наблюдательность и остроумие, нашедшие воплощение в устном народном творчестве, пройдя через века дошли до нас и не теряют своей актуальности.

Тематика казахских пословиц

 

Широкое развитие в казахском устном творчестве получили образцы различных мелких жанров: пословиц, загадок, изречений, афоризмов, сатирических, юмористических песен, лирических песен, словесных состязаний на бытовые темы, частушек и др. Пословицы и поговорки среди этих жанров наиболее широко и разносторонне показывают жизнь и быт казахского народа.

 

Изречение "Пословица — краса слова" свидетельствует о том значении, которое придавал народ меткому слову. Широко применяя пословицы в повседневной жизни как в прямом смысле, так и в аллегорической, иносказательной форме, народ выражал в них свое мировоззрение, обычаи и нравы, свое отношение к многим явлениям действительности. Если в древности говорилось "Родня хоть и обидится, да не отречется", "Коли выпить яду, так уж всем родом", то в более позднее время, когда род усиленно разлагался, в обиход входит пословица "Лучше пусть завоюет приз жеребенок-стригунок соседа, чем конь сородича".

 

В условиях феодальных усобиц и набегов у казахов сложилась пословица "Смельчак и волк добывают пищу всегда в пути". Многие пословицы и поговорки раскрывают отношение народа к феодальной верхушке: "От хана — кол, от бия — колотушка", "Не ходи к хану — сам придет за ясаком, не ходи к бию — сам придет к тебе в дом", "Хан - разбойник, народ — жнец".

 

В связи с ростом удельного веса баев в общественной жизни возникли новые пословицы и поговорки: "Пусть говорит сын бая, хоть косорот", "Хану не сдобровать, ежели поссорился с народом, бию не сдобровать, если подружился с баем-скрягой", "Бай не признает родства, торговля не признает дружбы".

 

В казахских пословицах встречаются и такие, которые проповедуют религиозную идеологию. Наряду с ними много сатирических пословиц и поговорок, высмеивающих религию, ее служителей — мулл, ходжей, например: "И бог сторонник сильного", "Лучше ехать, чем уповать на бога", "Лучше женщина в белом платке, чем мулла в белой чалме", "В старой мечети — кукушка вещунья, в обезумевшем ауле — осел вещун", "Кривое колесо дорогу портит, невежественный мулла народ портит".

Казахские пословицы лаконично выражают многие жизненные явления, правила поведения человека: "Молодость — пламя, старость — рабство", "Для старого мерилом служит новое, для плохого мерилом служит хорошее", "Хоть и отдашь душу врагу, но не выдавай тайну", "У кого мало труда,у того мало доходов", "Результат труда земледельца — изобилие, результат труда торговца — долг", "Ради жизни богатства не пожалею, ради чести жизнью дорожу", "Хочешь размножить скот — найди пастбище, хочешь обильной пищи - найди посуду", "Герой умирает только один раз, а трус тысячу раз".

 

Много пословиц и поговорок возвеличивает героизм, восхваляет дружбу, порядочность, трудолюбие, гостеприимство, вежливость, изобличает и высмеивает ложь, воровство, лицемерие, ханжество, насилие, родовую вражду. Эти пословицы и поговорки со временем видоизменялись, обогащались.

Другие жанры

 

В устном творчестве встречаются изречения — афоризмы, близкие к пословицам и поговоркам. Они называются частушками (шакыл создер) или острословием (шешендик создер). Образцом ораторского красноречия являются остроумные изречения народного мудреца Жиренше и его супруги Карашаш. При стычке Жиренше с ханом Джаныбеком народ одобрительно встречает умные слова Жиренше, высмеивает глупость, злопыхательство, несправедливость хана.

 

В сказании о батыре Жиенбете народ устами батыра разоблачает несправедливость хана Есима, убившего раба, за которого никто не заступился и не потребовал куна. Есим вынужден был просить прощения у Жиенбета. Песня в известной мере отражает противоречия между ханом и народом.

Последнее обновление 28.12.14 13:58
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика