Пламенные рога
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
08.12.12 20:54

Пламенные рога

 

Эти пламенные рога и решили судьбу «Карна, Жля». Заколдованные реализмом «Слова», мы попросту просмотрели вторую, не менее богатую сторону его поэзии. Мы не увидели за натуралистическими картинами стихии сказки, столь свойственной эпосам. Автор «Слова» настойчиво наталкивает нас на это, повсюду щедро рассыпая языческие образы. Перед нами встают дивы, что кличут на вершинах деревьев, дева-обида, плещущая лебедиными крыльями на синем море, бесчисленные волки, сны Святослава и изумительные по языческой, сказочной своей красоте образы плачей. В «Слове» вольно и широко распластывает крылья свои сокол - излюбленный славянский образ благородства и силы. Даже и открывается поэма полетом десяти соколов, перстов Баяна, спущенных на стадо лебедей - вещие струны:
«Они же сами князям славу рокотаху».
Соколы Баяна расскажут о судьбе ясных соколов русских, славных князей, принявших бой за свободу родной земли. Если волк в «Слове» - поэтический образ, общий и для половцев и для русских («волком Гзак бежит», «волком Игорь бежит»), то сокол применяется только в отношении русских князей. В «Слове» соколу противопоставляется - «черный ворон, поганый половчин», «как сороки стрекочущие Гзак и Кончак». Но половцы для автора «Слова» - это не только черные вороны, это бесы:
«Асти бесовы кликам поля перегородили, а храбрые русичи перегородили красными щитами».


И тут очень уместно вспомнить, что наиболее употребительным образом врага рода человеческого
-    беса - и в литературе, и в церковной христианской живописи был змей, развившийся впоследствии в огромного дракона. Интересно, что Ф. И. Буслаев в комментариях к «Слову» в хрестоматии для средних учебных заведений пишет: «Перечень мифических превращений наши предки находили в книгах, известных под именем чаровников, например «еще есть сие: летают орлом, ястребом, вороном, дятлом, совою; рыщут рысию, лютым зверем, диким
волком; летают змием». Автор «Слова», конечно, использовал в своем произведении привычные образы бесов, взятые из традиционных представлений. Но, рисуя врагов, бесов - половцев поэт привлек именно половецкий термин для обозначения летающего змия, напавшего на Русь. Это совершенно естественно. А пышущий пламенем «черный дракон», известный образ степных мифов, называется «кара жлан». Отсюда возникла «карна жля» «Слова».
«О, далеко залетел сокол, птиц избивая,  к морю.
Игорева храброго войска, - не воскресить.
Кликнул Кара жлан - Черный Змей,
И полетел по Русской земле,
Сжигая людей огнем
Из пламенных рогов».
Можно перевести и - «пламенные рога», ибо, по
О.    А. Рязанскому, дракон часто изображался с рогами. В таком виде он предстает в сценах грехопадения, Крещения Господня и до сих пор остался на картинах Страшного суда. Что же касается рогов, изрыгающих пламя, то это, конечно, не мифический «греческий огонь». Рога - самые настоящие - непременный атрибут змея-беса, ибо, по Библии, рога означают силу, могущество, гордыню непомерную, а дьявол именно этим всегда и отличался.
Вот оно, противопоставление русичей половцам:
«О, далеко залетел сокол - к морю.
А черный змей полетел по русской земле»?

 

 

 

 


 

 

Последнее обновление 22.07.14 16:12
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика