Камбар-батыр
<
Оценка пользователей: / 75
ПлохоОтлично 
24.01.12 13:11

«Камбар-батыр» одно из оригинальных произведений казахского героического эпоса.

Камбар-батыр

Ценность его в красочном воспевании трудовых и ратных подвигов батыра, его благородных поступков и человеческих достоинств. В отличие от других героических эпических произведений, где главные герои изображаются, в основном, в боевых доспехах, с оружием в руках, на боевых конях, на ратном поле, в «Камбар-батыре» мы встречаем и картины мирной жизни. Имеет место подробное и последовательное развертывание событий, глубже раскрываются характеры персонажей, меньше вымысла, фантазии и волшебства, все приближено к реальной жизни. Эпос состоит как бы из двух частей, содержит две цели. Первая — показать роль богатыря в мирной жизни, его честный труд для народа, вторая — защищать народ от иноземных захватчиков.
Судя по событиям, эпос «Камбар-батыр» относится к XVI веку, когда калмыцкие полчища часто нападали на мирных жителей казахской земли с целью ее захвата. В начале эпоса восемнадцатилетний Камбар показан охотником, метким стрелком. Благодаря этому он кормил своих сородичей, был независим и горд.
Красиво и вдохновенно описывается внешность богатыря и его коня: «страж народной чести — Камбар», «светлый, как заря, настоящий богатырь», «черный конь без пятен под ним, конь крылатый статен под ним, словно туча, грива коня...», «гончую и сокола он за зверьми пускает вдогон», «златорукоятным мечом стан свой опоясал батыр», «конь понес его, как стрела», «как на взлете горный сункар, подавая коня вперед, поскакал богатырь Камбар».
В степи рядом находился аул богатого бая Азимбая, у которого «четырех родов был скот, «отар его счет — звезды на небе сосчитай», «дойных кобылиц косяки у него паслись вдоль реки», «двугорбых и одногорбых верблюдов стадами владел», «словно озеро было богатство его, ...равных не было никого». У Азимбая шесть сыновей и одна дочь — красивая и умная Назым. Однажды бай устроил пышный той — праздник в честь любимой дочери, присутствовали жигиты из других аулов, среди них Назым должна была выбрать спутника жизни. Остался неприглашенным аул бедняков — сородичей Камбара —«из-за бедности его рода не позвали на той».
Среди гостей Назым не находит жигита-богатыря, кто бы стоил ее руки, она признается отцу:
Не кобылица, не конь, Чтобы гриву мне расплести И на торг продавать вести... Вдруг нагрянет неверный враг,— А у нас не родился батыр. Чтобы встать нам в защиту мог На просторах степных дорог...
На берегу озера Назым случайно встречается с проскакавшим мимо богатырем Камбаром, который «не взглянул, головы к ней не повернул», «яд любви на себе испытала она». Далее поэма рассказывает о любви к Камбару красавицы Назым. о нападении на казахские аулы калмыцкого хана, о подвигах Камбара в этой войне, о победе его над врагами и женитьбе на Назым. «...Отдадим Камбару Назым, чтобы не было нам беды», совещаются бии. Так в произведении поэтизируется образ представителя, защитника бедноты и его умной спутницы красавицы Назым.
«Камбар-батыр»— одно из высокопоэтических творений, каждое событие, малейшие детали, раскрывающие характеры и действия героев, отличаются пластичностью, выразительностью, в эпосе много эпитетов, сравнений, метафор, метонимий.
В «Камбар-батыре» раскрывается картина социального неравенства. В аул богатого Азимбая не приглашаются на той представители бедных родов. Когда его шесть сыновей узнали, что в заповедных землях, на кочевья бая прискакал поохотиться Камбар да увидел их сестру, говорят:
Не издевка ли разве, Когда бедняк босоногий Подъезжает к нам близко?.. Белые сабли в руки возьмите, Лоб рассеките, голову снесите...
«Как лозу, его голову я отсеку»,— говорит один из братьев. Только младший брат Назым Алшыораз выступает против них: «Если любит Камбара Назым, мы скота с него не возьмем... если нам калмык нанесет удар, защитником будет Камбар». Так народ мудро высказывает свое отношение к одному из сложнейших социальных противоречий — бедности и богатству.
Желание народа видеть рядом со своим любимцем-защитником, богатырем Камбаром умную красавицу-жену выразилось в образе Назым. Она одна среди братьев выросла вольной и гордой. Ее отличают ум и прозорливость. После пышного пира — тоя, устроенного отцом в ее честь, она смело говорит отцу о своих высоких требованиях, в которых полные тревог мысли об окружении, где нет смелых, мужественных, отважных батыров: «Нет руки у нас, нет меча, сталь кольчуг, словно тонкий шелк,
рассекающего сплеча». Яркими, сочными красками описана и внешность Назым, ее способность к возвышенной любви, ее старание понравиться гордому богатырю Камбару:
Горделива, как лебедь озерный, она. Как павлин — в одежде узорной она. Светозарная, как луна. Несказанно красива, стройна. Ее брови — два черных тонких пера. Словно снег, она телом бела, Словно алая кровь на снегу. На шеках румяней горит.
Назым умеет выйти из создавшегося положения. Так, хитростью и обманом она добивается отсрочки свадьбы с калмыцким ханом, чтобы дождаться благополучного возвращения Камбара с поля боя. Назым находчива, искусный оратор, речь ее полна яркими сравнениями: «...во всем тобырском роду ты один, как твердый алмаз»,— так обращается она к Камбару.

Также на сайте kaz-lit.kz

Героический эпос - Кобланды-батыр

Эпоc

Волшебные сказки

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика