Художественные образы эпоса
<
Оценка пользователей: / 11
ПлохоОтлично 
25.01.12 10:45

Эпическая поэма построена на контрастном противопоставлении героев, носителей определенных идей, взглядов, понятий, нравов.

Художественные образы эпоса

 

С образами Козы-Корпеша и Баян-Сулу, боровшимися за свое счастье, народ связывал нравственные идеалы о юности, чистоте взаимоотношений, внешней и внутренней красоте, любви, чести.
Главный герой эпоса — Козы-Корпеш описан с рождения: «Лежит младенец, будто месяц ясный», «луноподобный сын Сарыбая», «батыр». Он растет сиротой, но слабость, молчание и покорность ему чужды. Он вырос самостоятельным, смелым в действиях. Когда Козы-Корпешу стало известно, что у него есть нареченная, он полон решимости найти ее. Никакие уговоры матери, появление во сне отца, предупреждающего об опасности и трудности далекого пути, не удерживают Козы-Корпеша. В словах, обращенных к матери, он говорит:
Таких красавиц во Вселенной нет. Не отступлюсь от несравненной, нет. Хотя бы сотня стрел мне угрожала. Решение это неизменно, нет.
Мудрец аула Тайлак, ставший опорой осиротевшей семьи, ее наставником и доброжелателем, дает благословение:
Светик мой, я восхищен твой смелостью, Я пришел увидеть тебя и попрощаться. Не думай, что я задержу тебя, Я останусь здесь, пожелав тебе доброго пути.
Как подобает народным эпическим произведениям, путь Козы-Корпеша полон опасностей, трудностей, препятствий. По дороге он встречается с Мыстан-кемпир, превращающейся то в грозного верблюда-людоеда, то в волшебницу, создающую непроходимый лес и бурную реку, то в лису, старающуюся сбить героя с пути, и т. д. Ему помогает умный скворец — посланник Баян-Сулу. Эти сказочные моменты, введенные в композицию эпоса, помогают раскрыть положительные черты характера героя. Препятствия разрушаются либо с помощью ума, находчивости, ловкости героя, либо с помощью волшебных помощников. Это — проявление симпатии народа к своему герою. Мужественно преодолевая все преграды. Козы-Корпеш отыскивает Баян-Сулу. Ради возлюбленной он готов на все.
Во время вынужденной пастушьей жизни батыра также раскрывается ряд его благородных черт. Сохранение человеческого достоинства, гордость, чувство превосходства над скрягой Карабаем и грубой силой Кодара не раз приводят его в столкновение с ними. Однажды Козы-Корпеш стаскивает Кодара с коня и волочит по земле, опозорив его на глазах у Баян-Сулу. Молодой пастух — меткий стрелок, умело и ловко укрощает строптивых коней. Он молод, пылок, а порою наивен, доверчив и чистосердечен. И хотя был случай расправиться с Кодаром, он не лишает его жизни, никому не желает зла. На стороне Козы-Корпеша — милые добрые сестры Баян — Ай и Тансык, отважный витязь Айбас, который «на подвиг идет по доброте, сочувствуя сиротской правоте». Преодолевая долгий путь, он несколько раз помогает влюбленным, доставляя им подарки, новости.
Центральный образ — Баян-Сулу отражает народные идеалы о девичьей гордости, женской красоте, хранительнице семейного очага.
Бывают же такие чудеса. Осанка, горделивая краса. Как яблоко, округлость нежной шеи. Как жемчуг, зубы, до колен коса. Высокий белый лоб. румяный рот. За это жизнь отдашь, не только скот. На жениха в душе тая обиду, Спокойна с виду, глазом не моргнет.
«Черные очи», «спокойная повадка, стройный стан», «приветливости дар» такая портретная характеристика дополняется описанием внутреннего достоинства героини. В характеристике пылкой любви девушки или жигита в эпосе всегда подчеркивается глубина и чистота чувств, деликатность в обращении.
А про Козы услышит разговор — И тесен ей становится простор... Горюет о своем Козы Баян. Но не видел никто слез Баян.
Народ всегда ценил глубину чувств влюбленных, их жертвенность, на что способны цельные натуры с высоким духовным развитием. Не случайно народ в честь легендарных влюбленных Козы-Корпеша и Баян-Сулу воздвиг большой кумбез — надгробное сооружение, которое до сих пор сохранилось в Аягузской долине Восточно-Казахстанской области. А в честь персонажей поэмы — двух сестер Баян, помогавших влюбленным, названы местности — Ай-Тансык, в последнее время одна из станций стала называться Тансык. Песни-прощания двух сестер с родными местами настолько выразительны и поэтичны, что они исполнялись в течение нескольких веков. Позднее они вошли в репертуар некоторых драматических музыкальных произведений. Народу был дорог каждый отрывок из этой любимой эпической поэмы. Например, один из устойчивых мотивов — послание из дальних краев подарков влюбленных друг другу через доброго, верного, отважного витязя Айбаса. Иногда по пути он теряет тот или иной подарок. Местность, где посланец терял, к примеру, домбру (национальный музыкальный инструмент), называется теперь Домбралы, потерян моиншак — ожерелье из красных бус, урочище носит название Моиншаклы. Упала каркара — украшение из фазаньих перьев — горы названы Каркаралы. Где посланник переправился через реку Есиль (Ишим), брод называется Карауткуль.
Поэма утверждала право молодежи отстаивать свои чувства, личное счастье в условиях феодально-родовых обычаев.

Смотрите также:

Художественные образы эпоса

Социально-бытовой эпос

Камбар-батыр

Последнее обновление 25.01.12 10:52
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика