Эпоc
<
Оценка пользователей: / 22
ПлохоОтлично 
24.01.12 12:19

Эпос (греческое слово, означает повествование, рассказ) имеет широкий смысл — один из трех родов литературы, наряду с лирикой и драмой, и в узком смысле народное сюжетное повествование о событиях, богатырях, героях, либо в виде длинных песен, либо в форме устной прозы со стихотворными вставками.

Эпоc

 

В эпосе могут быть фрагменты и других форм устного народного творчества — сказок, обрядовых, бытовых, трудовых песен, пословицы, поговорки, загадки, стихотворные состязания и др. Однако в нем превалирует изображение образов богатырей, воинов, которые вступают в борьбу с «чудовищами» или с иноземными завоевателями. Они, как правило, выступают за сохранение родной земли, племен, родов или участвуют в героическом сватовстве к суженой. Эпос содержит целостную картину народной жизни в форме героического повествования о прошлом.
У каждого народа с древних времен, переходя от поколения к поколению, сохранилось это драгоценное духовное наследство. Богат эпосом и казахский народ. Например, в рукописном фонде Академии наук Казахстана хранится более 2000 рукописей эпоса, некоторые изданы в нескольких томах. Но, к сожалению, на русском языке их мало.
Казахский эпос складывался в течение веков. Его возникновение исследователи относят к древности, к образованию родоплеменных, феодально-патриархальных отношений. Источниками эпоса были сказания племен и родов, относящихся к VIII—X вв. Потомки этих родов образовали в XIII—XV столетиях казахский народ.
В XVI—XVIII веках события казахского эпоса связаны с народным сопротивлением чужеземным врагам — калмыцким и калмыцко-джунгарским завоевателям.
В казахском эпосе разрабатывались и темы внутренней жизни народа — борьба с несправедливостью, с насилием, междоусобицами, всевозможными конфликтами. Некоторые эпические поэмы претерпевали определенные изменения в связи с требованиями поздней эпохи или отдельных социальных групп, в среде которых бытовали. Так. сохранились произведения, чуждые народным интересам, воспевающие реакционные воззрения части феодально-ханской верхушки.
Многосоставный по сюжету эпический свод содержит множество тем, поэтому его принято условно подразделять на две разновидности: героический эпос и социально-бытовой эпос. К героическому эпосу относятся такие произведения, как «Алпамыс», «Кобланды-батыр», «Ер-таргын», «Кам-бар-батыр», «Ер-Саин» и другие. Одно из отличий этого цикла — почти все поэмы названы именами богатырей, в них главенствует героическая тема, прославляются подвиги, создаются образы защитников народа.
Из социально-бытового эпоса широко бытуют в народе «Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Кыз-Жибек», «Айман-Шол-пан», «Макпал-кыз» и другие, в которых главенствует тема вовышенной любви, дается картина сложных отношений внутри племен и родов, межродовых распрей и т. д.
В возникновении, бытовании и сохранении этих больших эпических стихотворных произведений исключительной была роль казахских жырау и жыршы — сказителей, акынов, которые запоминали и исполняли их. Великий ученый Ш. Ш. Уалиханов писал: «Европейцы восхищаются, слушая певцов арабских бедуинов. Если бы они услышали сказания неутомимых и неудержимых сказителей — жырау наших степей, то пришли бы в еще большее восхищение».

Читаем также:

Загадки

Пословицы

Бытовые сатирические сказки

Последнее обновление 24.01.12 12:31
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика