Бытовые сатирические сказки
<
Оценка пользователей: / 15
ПлохоОтлично 
26.12.11 19:38

Большую часть казахских сказок составляют бытовые сатирические сказки, в которых отражена жизнь народа и в далеком прошлом, и в период феодально-патриархальных отношений, и в недавней действительности. Они отличаются многотипностью и острой социальной направленностью «Аяз бий», «Завещание старика сыну», «Три совета», «Хитрый человек», «Дочь визиря», «Три товарища», «Алдар-Косе», «Жиренше-шешен», «Хитроумный плешивый», «Сорок небылиц Плешивого» и др.

Бытовые сатирические сказки

В сказке «Аяз бий» рассказывается, как, благодаря уму, бедняк Жаман подчиняет своей воле ханский двор. Богатство, слава могут отрицательно действовать на недалеких людей, умный Аяз бий постоянно помнит об этом и совершает благородные поступки.
В социально-бытовых сказках носителями разума и справедливости часто являются представители простого народа. Таков цикл сказок о хитреце, обманщике, насмешнике Алдар-Косе (буквально: безбородый обманщик). В ряде сказок Алдар-Косе одурачивает чертей, заставляет возить его, в споре с ними выходит победителем. Алдар-Косе и шайтан (черт) отправились на охоту и вместе убили зверя. По казахскому обычаю добыча принадлежит тому, кто из охотников старше. «Кто из нас старше?»— спрашивает Алдар-Косе у шайтана. Шайтан сказал: «Когда бог создавал свет, мне было семь лет». Давай Алдар-Косе плакать. «О чем ты плачешь?»— спрашивает шайтан. «...У меня сын родился в тот самый год, как и ты! Он был бы такой же большой, как и ты, если бы не умер! Как мне не плакать». «Шайтан поверил, и добычу взял Алдар-Косе»,— рассказывается в одной из сказок.
Много сказок и рассказов об остроумном Жиренше-шеше-не (шешен — оратор). В одной из них повествуется о том, как хан однажды дал ему задание разделить гуся поровну между ним, ханшей, двумя их детьми и самим Жиренше. Острослов дает хану голову птицы, говоря: «Вы, хан, наша голова, вот вам голова, ханше — шею. Хан не бывает без ханши, а ханша без хана, точно также и птица не бывает без шеи, а детям по крылу (дети — ваши крылья). Себе же берет всего гуся: «Я не государь, не голова, не ноги, а простой человек, середина, поэтому беру все тело гуся».
Хан, чтобы избавиться от остроумного, находчивого Жиренше. все время устраивает козни, дает ему трудные, невыполнимые задания, безрассудные поручения, вроде сшить сапоги из камня, получить в течение девяти дней ягнят от девяти баранов. Каждый раз находчивый ответ, хитроумные и сообразительные проделки Жиренше и его умной жены Карашаш расстраивают злые замыслы хана. В одной из сказок говорится о том, как Карашаш-сулу (черноволосая красавица) и Жиренше, люди бедные, угощали хана и его свиту сметаной. Сметана очень понравилась хану и он спросил, из чего и как она сделана. Карашаш-сулу объяснила, что она сделала сметану из своего собственного молока. Таким образом хан, при этом влюбленный в Карашаш. сделался ее молочным сыном. Благодаря хитрости, Карашаш-сулу избавилась от навязчивых преследований хана.
В казахском сказочном репертуаре немало и заимствованных сюжетов и образов из фольклора соседних народов, арабских сказок «Тысяча и одна ночь», индийских —«Тотынама» («Сказки попугая»), монгольских, китайских и русских. Отдельные казахские сказки отражают идеологию угнетателей, религиозные мотивы. Но больше всего в казахских сказках отчетливо выражена вера народа в победу добра над злом, стремление покорить природу, мечта об облегчении труда и о счастье. В них осуждается глупость, зависть, жадность, несправедливость, лень и прославляется благородство, ум, скромность, гуманность, трудолюбие. Чтение сказок обогащает наше воображение, имеет большое познавательное значение, доставляет эстетическое наслаждение.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика