Градостройтельное
Архитектурно-планировочное устройство городов домонгольского периода
<
03.04.13 20:32

Архитектурно-планировочное устройство городов домонгольского периода
Население городов X—XII веков было неоднородно. Феодальную верхушку составляла купеческая аристократия, связанная с крупными землевладельцами и высшим мусульманским духовенством. Существенную группу городского населения составляли .ремесленники. Между этими группами происходила ожесточенная классовая борьба, порой принимавшая широкие масштабы (например, в Бухаре в 1206— 1207 гг.; в Самарканде 1212 г. и др.).
В городах, по мере их развития, концентрировались население, ремесленное производство,
торговля, административные учреждения — диваны.
Город этого времени—административно- политический и торгово-ремесленный пункт, средоточие аппарата власти, торговой и производственной деятельности, культурной и духовной жизни.
Ремесленное производство и торговля были неотделимы друг от друга. Мастерская являлась одновременно и торговым помещением.
Особняком размещались кварталы богатых купцов, связанных с караванной торговлей. Караван-сараи были местом их торговой деятельности.
Существовали также крупные мастерские— тираза, где работали ремесленники, находившиеся в зависимости от эмиров, халифов и богатых частных лиц. Такие мастерские в следующий, монгольский, период известны под названием «корхана».
Социальное содержание феодального среднеазиатского города домонгольского периода наложило отпечаток на его структуру.
Общую картину сложения среднеазиатского  феодального города можно представить на основе письменных источников (главным образом арабская географическая литература X в.), сохранившихся городищ и планировочных традиций, удержавшихся в городах до конца XIX и начала XX веков.
Наиболее активной частью города становится рабад, бывшее торгово-ремесленное предместье. Планировочная схема новой части города — рабада — принципиально отлична от схемы шахрисгана. Для последнего типично крестообразное начертание двух главных улиц, ведущих от четырех крепостных ворот к центру города.

Последнее обновление 11.08.14 10:01
 
Крупнейший город Бухарского оазиса
03.04.13 20:31

Крупнейший город Бухарского оазиса
Крупнейший город Бухарского оазиса — Пейкенд—не отставал в росте от своего столичного соседа (рис. 149). Дважды расширялись стены его шахристана. Границы рабада сейчас можно наметить лишь условно. Жизнь в городе процветала в домонгольский период, но уже в XIV—XV веках она совершенно замирает.
И тот и другой город развиваются строго концентрически. Это — классический пример роста средневекового феодального города. Но в иных случаях естественно-топографические условия или. другие обстоятельства несколько нарушают строгую концентричность. Например, шахристан догимуровского Самарканда (Афра- сиаб) разместился на крутых обрывистых берегах Сйаба. Рабад пристроился к основному ядру города лишь с южной стороны. Он трижды расширял свою территорию, охватывая полукольцом более старые части города (рис. 150).
Подобную же картину дает развитие города Харашкет-Ханка (Ташкентский оазис). Цитадель и шахристан разместились на берегу .небольшой речки Кара-су. Дважды расширявшийся рабад ограничивался полукольцом стен, концы которых упирались в берега (рис. 151) .
Несколько иную схему роста дает домонгольский Термез. Цитадель и шахристан города обосновались на берегу Аму-Дарьи, в месте, где река делает крутой поворот почти под прямым углом. Рост города мог происходить лишь в двух направлениях, из которых выбрано было направление, параллельное берегу Аму-Дарьи, в сторону Сурхан-Дарьи (рис. 152).
В эпоху арабского завоевания Средней Азии и последующие века значительно изменились размеры и планировочная структура города; отдельные города переходят на новые места, строятся совершенно заново, а если и остаются на прежней территории, то радикально меняют свой облик.

Последнее обновление 11.08.14 10:01
 
Цитадель и шахристан
Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 
03.04.13 20:30

Цитадель и шахристан


Поэтому новые части растущего города переходили на территории, более приближенные к перекресткам торговых магистралей и более приспособленные к размещению больших районов торгового города.
Цитадель и шахристан, вокруг которых размещались новые районы, сохраняли жизнеспособность, если город, как и встарь, продолжал оставаться политическим центром и местопребыванием власти (например, Бухара). Когда же город развивался исключительно как торгово-ремесленный центр, утрачивая свое политическое значение, его старое ядро покидалось жителями и постепенно превращалось в руины, а жизнь процветала на окружающих территориях (например, Тававис, Дабусия, Ис- фиджаб и др.).
Обратимся к примерам.
Старый Мерв, городище Гяур-кала, неоднократно описанный арабскими географами, отмечавшими его красоту, «которая пережила многие века, нисколько не поддаваясь губительному действию времени» (слова Ибн-Хор- дадбеха), все же на грани XII века был оставлен и перенесен на соседнюю территорию— Султан-кала (рис. 145), Этот упадок и новый, еще более блистательный, расцвет города был связан с крупными военными и политическими потрясениями, в результате которых город превратился в столицу новых завоевателей — турок-сельджуков. Впоследствии разрушенный дотла монгольскими вой сками в 1221 году город, пролежав в развалинах около 200 лет, снова восстанавливается сыном Тимура Шахрухом опять на новом месте и в небольших масштабах (городище Аб- дулла-хан).
Подобную судьбу испытал Самар канд. Город долго находился на Афрасиабовом холме- Тимур, решивший сделать его мировой столицей, вывел город из тесной пересеченной местности на соседнюю равнинную территории, позволявшую свободно развернуть необходимые планировочные и строительные замыслы (рис. 146).

Последнее обновление 11.08.14 10:01
 
Религиозный фанатизм
03.04.13 20:29

Религиозный фанатизм


Религиозный фанатизм арабов погубил величайшие культурные ценности, созданные учеными и художниками Средней Азии. Но завоевателям не удалось сломить дух народа. Несмотря на жестокий гнет, неизменно росло стремление вернуться к родному языку, литературе, искусству. Именно в это время появляется целая плеяда талантливых поэтов, творящих свои произведения на родном языке. В области архитектуры возникает такой шедевр, как мавзолей Исмаила Саманил;
в Бухаре, в котором отразились самобытные местные традиции.
Наибольший успех ислам имел в городах, где оседала арабская администрация, где концентрировались крупные торговцы и связанная с торговлей землевладельческая аристократия, быстро понявшая выгоды арабского завоевания, открывшего широкие перспективы торговли с Ираном и Передней Азией.
Офцее количество населенных мест резко сокращается, но города, находящиеся на великих торговых путях, не только продолжают свое существование, но растут и развиваются. Характерно, что арабы при завоевании Средней Азии уже застали процесс образования у шахристанов торгово-ремесленных предме- стий-рабадов. Именно VIII—X века и были временем их образования и превращения в целые махалля-кварталы. Жизнь из шахристана переходит в раб ад. Ремесленно-торговое предместье становится наиболее оживленной и населенной частью города. Шахристан или вовсе отмирает (как в Мерве и Самарканде), или перестраивается, растворяясь в общем плане города, превращаясь в единое целое с раб адом (как в Бухаре).
Рабад окружается стенами и становится полноценным районом города. Здесь возникают лучшие постройки, сюда вслед за населением переходят главные культовые сооружения. Идет процесс сложения феодального города Средней Азии, происходит закрепление его основных структурных частей.

Последнее обновление 11.08.14 10:01
 
Возникновение и рост пригородов-рабадов
03.04.13 20:24

Возникновение и рост пригородов-рабадов


В VII веке происходит значительное событие, наложившее отпечаток на политическую, экономическую и культурную жизнь Средней Азии рассматриваемого периода. Это — арабское завоевание. Между первыми набегами арабов и окончательным завоеванием страны лежит около столетия упорной борьбы, в которую было втянуто все население. Период завоевания Средней Азии арабами совпал с переходом от старого рабовладельческого к новому феодальному строю, сопровождавшимся жестокой классовой борьбой между представителями старого порядка и приходящими им на смену феодальными кругами общества.
Политическое переустройство в стране сопровождалось всевозможными притеснениями. Эксплоатация трудового населения достигла небывалых размеров. Арабы, предусмотрительно оставив старые налоги, ввели много новых, причем система их взимания была разработана так искусно, что никому не удавалось от них избавиться.
События этого времени сказались не только на разрушении отдельных населенных мест, но и на упадке земледельческих областей. Некоторые районы в Хорезмском, Бухарском и других оазисах, покинутые жителями, превращаются в пустыни. Жизнь перемещается в другие места. Оплот старого дофеодального порядка — укрепленные усадьбы пустеют и разрушаются. В Хорезме запустел район-рустак Беркут-кала. В далекой согдийской колонии Семиречья — Сарыге — в VII веке начали отмирать усадьбы-кёшки за счет развития поселений городского типа, а брошенные места используются как кладбища.
Такие древние центры хозяйственной и политической жизни Бухарского оазиса, какПей- кенд, Варахша, Вардана, Рамитан и др., уступают первенствующую роль Бухаре, которая
с тех пор становится главным городом оазиса и одной из столиц Мавераннахра.

Последнее обновление 11.08.14 10:01
 
Обновленное государство
03.04.13 16:30

Обновленное государство


Как сказано выше, коренные земли юэчжи находились “между горами Цилянь и Дуньхуаном”. “Округа Лянчжоу, Ганьч- жоу, Сучжоу, Гуачжоу, Шачжоу и другие - это земли государства Юэчжи”, — поясняется в одном из комментариев [Сыма Цянь, гл. 123, с. 1136, л. 1а]. На их юго-восточной границе
находилась область С8414, 10754 Дася (<da-ya). Иероглиф С10754 в топониме мог отражать hara [Герценберг, 1961, с. 237], поэтому допустима реконструкция чтения dahara. Это названиие и было перенесено впоследствии на завоеванную племенами юэчжи Бактрию, Тохаристан (Дася).
ВХв. на этих территориях было создано тангутское государство Си Ся, мыслившееся как обновленное государство древних дася. Оно так и называлось Бо Гао Дася го “Белое и Высокое государство Дася (Тохар)” [Кычанов, 1968, с. 54-55]. Следовательно, в транскрипции Дася правомерно видеть исходное Тохар. Птолемей (VI, 16; здесь и ниже используется по Stevenson, 1932) в описании торгового пути упоминает племя тагур и город Тогара на окончании торгового пути в страну серов [Рерих, 1963, с. 121-122], возможно, тождественный уезду Дася [Бань Гу, гл. 28б, с. 406, л. (а)]. Он находился на одноименной реке, притоке Таохэ, впадающей в Хуанхэ. Эта область вошла в состав государства Юэчжи [Лю Имоу, 1924; Хуан Вэньби, 1950]. На востоке это нашло отражение в упоминаемом в той же части труда Птолемея этнониме-биноме ottorocora (<ot+torcora; ср. хот.-сак. Taudakara; тиб. Thod-kar). Огражая процесс передвижения юэчжи на запад, в главе XII (Согдиана. Седьмая карта Азии), он в северной части отдела Яксарта (согласно С. П. Толстову, это Кувандарья, левый приток Сырдарьи) помещает племя яти и тахор (tachori), а в главе XI (Бактриана. Седьмая карта Азии) “тохары (tochari) — большой народ” (кит. Дася). Вопрос о тождестве бак- трийских дася-тохар выяснен Г. Халоуном [Haloun, 1937, с. 290].

 
Китайская транскрипция
03.04.13 16:26

Китайская транскрипция

Последнее обновление 04.04.13 12:58
 
Текст Жизнеописания
03.04.13 16:24

Текст Жизнеописания


Отец Хуньмо, по имени Наньдоу-ми вначале жил совместно с большими юэчжи между горами Цилянь и Дуньхуаном, они составляли малое государство. Большие юэчжи напали и убили Наньдоу-ми и захватили его земли, а его народ бежал к сюнну. Его сын Хуньмо только что родился, и наставник Буцзю-сихоу бежал с младенцем на руках. Он положил его в траву и отправился искать пищу. Вернувшись, он увидел, что волчица кормит [младенца] молоком, а ворон с мясом в клюве летает рядом. Решив, что это бог, он взял его и вернулся к сюнну. Шаньюй полюбил и воспитал [Хуньмо]. Когда же [Хуньмо] возмужал, он отдал ему народ отца и отправил возглавлять войска. [Хуньмо] несколько раз имел успех. В это время большие юэчжи, уже разбитые [войсками] сюнну, напали на западе на царя [народа] сэ (сак), который бежал на юг и переселился в дальние края. Юэчжи стали жить на его землях. Хуньмо был в расцвете сил и сам испросил у шаньюя разрешения отомстить за своего отца. И тогда на западе он напал и разбил больших юэчжи. Большие юэчжи снова бежали на запад и переселились на земли Дася. Хуньмо захватил его народ и обосновался там, [после чего] его войско усилилось. А когда шаньюй умер, он не захотел более служить династии [шаньюев] сюнну. Сюнну отправили войско на усуней, но оно не имело успеха считая его богом, войско удалилось. Ныне шаньюй испытывает новые трудности в отношениях с Хань, а [прежние] земли Хуньмо пустуют. Варвары мечтают о возвращении на прежние земли и к тому же охочи до ханьских товаров. Если, использовав такое время, щедро одарить усуней, то склоним их переселиться на восток для проживания на прежних землях Хуньмо. [После этого] пошлем принцессу и установим братские отношения. Станем держать их, и они будут слушаться. Этим мы отрубим правую руку (т. е. Правое крыло, Западный край) сюнну” [Бань Гу, гл. 61, с. 750, л. 4а-6; Крюков, 1988, .

Последнее обновление 11.08.14 10:07
 
Дворец Хозроя в Ктесифоне
25.03.13 22:18

Дворец Хозроя в Ктесифоне


Наиболее грандиозной арочной композицией фасада с центральной аркой-айваном являегся дворец Хозроя в Ктесифоне. Здесь центральная арка развитого входа-айвана сочетается с рядами плоских арочных ниш, расположенных в несколько рядов по фасадной стене. Участки между нишами обработаны полуколоннами, сдвоенными и строенными в верхних рядах. Мотив этот может быть воспринят, как предшественник гофрированной обработки поверхности стены, получившей столь широкое, развитие в домонгольской архитектуре Средней Азии.
Прием обработки стены полуколоннами  имеет давние традиции. Он мог развиться из мотива крепостных стен с часто расположенными бойницами (например, Джан- бас-кала). Близко расположенные высокие щелеобрааные бойницы как бы расчленяли плоскость стены на отдельные вертикальные отрезки-лопатки. Понемногу у зодчего могла возникнуть мысль усилить стену, утолщая ее на участках между бойницами, а бойницу размещать в заглублениях между двумя соседними выступами. Так появляется гофрированная стена с небольшим рельефом и с бойницами между выступами в раннесредневековых крепостях древнего Хорезма (например, Уй- кала, Кум-кала и т. д.). Для того, чтобы в завершающей части перейти к плоской стене, каждая пара выступов увенчивалась арочной. Постепенно в мотив гофрированной стены вносятся декоративные элементы. Бойницы переходят на выступающие части, группируются о виде ритмического рисунка (например, Тёшик-кала в древнем Хорезме) .

Последнее обновление 11.08.14 10:04
 
«НачалоПредыдущая1234СледующаяПоследняя»

Страница 2 из 4
Вверх Яндекс.Метрика