За «солнечным светом»
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
07.02.12 15:04

Султанмахмут Торайгыров родился 28 октября 1893 года в Баян-Аульском районе (ныне Павлодарская область) в семье скотовода. Отец, бедный кочевник, был человеком трудолюбивым, знал грамоту. Мать умерла, когда будущему поэту был всего год. Он полной чашей испил сиротскую долю: безрадостное детство, полуголодное существование. Грамоте мальчик научился у отца, затем (1902—1907) учился у муллы.
Султанмахмут был пытлив и любознателен. Страстная жажда познания гонит его в далекий Баян-Аул, где он учится в духовной школе — медресе (1908—1910).
В конце 1912 года Султанмахмут приезжает в Троицк, где поступает в мусульманскую духовную школу, самостоятельно изучает основы наук, решает овладеть русским языком, с восторгом читает произведения Пушкина, Лермонтова, Крылова. Новый мир открывается перед его глазами, и Султанмахмут начинает понимать многое, о чем раньше не имел представления. В стихотворении «Что за цель в учении?» (1914) поэт сравнивает знание с «солнечным светом».
В июле 1913 года Султанмахмут вынужден оставить учение. Лишения и голод подорвали здоровье — он заболевает туберкулезом и едет в аул, где обучает детей. Страстное желание учиться мучает его, и он, больной, вскоре снова в Троицке, где становится одним из ведущих сотрудников известного прогрессивного журнала «Айкап». Статьи, стихи Торайгырова отличаюте я глубиной суждений, правдивостью, демократизмом, остротой и художественностью. Его произведения полны оптимизма, и не верится, что они написаны тяжелобольным юншей.

Литературная деятельность С. Торайгырова началась в трудные годы, наступившие после поражения первой русской революции, но он не устает пропагандировать науку и просвещение (стихотворения «Религия», «Учение», «Слепой монах», «Сарыбас» и др.). Хорошо понимая, как необходимы простым людям знания, С. Торайгыров намеревался открыть школу для детей бедняков, собирал средства, разъезжая по богатым аулам. Надежды не осуществились: степные толстосумы, в том числе и его зажиточные сородичи, категорически отказались помочь юноше в осуществлении его идеи.
В годы работы в «Айкапе» (1913—1914) Торайгыров написал, кроме стихотворений и рассказов, ряд критических статей (из которых наиболее значительны: «О казахских сборниках стихов», «Песни и их исполнители», «Система обучения казахов») о необходимости совершенствования системы обучения.
В те же годы С. Торайгыров закончил свой первый роман «Камар-Сулу» («Красавица Камар»), где разоблачает нравы родовых воротил, выступает за эмансипацию женщин. 1916 год проходит в работе над вторым романом в стихах «Кто виноват?». Сочувствием к жертвам феодально-патриархального уклада, людям, безжалостно изуродованным жестоким произволом, пронизаны страницы романа, разоблачаются конкретные виновники бедствий людей — сильные мира сего.
Смысл своей жизни Торайгыров видел в просвещении родного народа, в освобождении его от духовного и социально-политического гнета. Он ненавидел невежество и темноту, духовно уродовавшие людей, мечтал о свободной жизни, напряженно, порою мучительно искал пути преобразования кочевого аула. Путь к социально-экономическому развитию страны и культуры лежит через просвещение, думал он, и ему хотелось, чтобы всем было хорошо, но каким образом добиться этого, он не знал.
В поисках истины одаренный юноша стал знакомиться с социально-политической, философской литературой — ему так необходимо было разобраться в сложных вопросах современности, чтобы найти свое место в жизни. Многие произведения, полные оптимизма, веры в будущее Родины, созданы Торайгыровым именно в последние годы жизни, когда тяжелая болезнь приковала его к постели.

Смотрите:

Роман «Калым»

Спандияр Кубеев

Литература начала 20 века

 

Последнее обновление 07.02.12 15:05
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика