Стихотворный сборник - Проснись, казах
<
Оценка пользователей: / 20
ПлохоОтлично 
18.02.12 10:12

Стихотворный сборник «Проснись, казах!». В «Автобиографии», написанной М. Дулатовым по просьбе видного тюрколога В. А.

Гордлевского для сборника «Трудов Лазаревского института восточных языков», издававшегося в Москве в 1914 году, он пишет: «Иногда пописывал я и стихи, но не придавал этому никакого значения. Первое стихотворение мое напечатано в 1906 году в первом номере киргизской (казахской) газеты «Серке», издававшейся в Петербурге»,— пишет он. В 1909 году выходите Казани сборник стихов «Проснись, казах!», в 1910 —роман «Бахытсыз Жамал» («Несчастная Жамал»), в 1913 — сборник стихов «Азамат». Эти произведения принесли М. Дулатову славу и выдвинули его в ряды лучших поэтов и писателей. Прошло совсем немного времени, и в 1914 году в вышеуказанном московском «Восточном сборнике» в честь А. Н. Веселовского, где печатались лучшие образцы словесной культуры восточных классиков, появился перевод на русский язык произведений М. Дулатова из этих книг. «Сын степей, М. Я. Дулатов мечтает иногда о былой свободе казахов. Однако это — строитель жизни, обращающийся к своему народу с мощным призывом «Проснись, казах!»— пишется в московском сборнике. Самые благожелательные отзывы печатались о нем и в других российских журналах и газетах.
Сборник «Проснись, казах!» открывается обращением поэта к самому себе. Глубоки, широки зрелыераздумья, размышления лирического героя, который чувствует в себе слитность с родной землей, своим народом и готовность быть полезным ему.
Стихи М. Дулатова охватывают почти все стороны казахской действительности начала XX века, это как бы своеобразная поэтическая панорама жизни казахов и в прошлом и в настоящем. Внимание к земле в казахской литературе особенно, ведь на необъятных пространствах, бескрайних равнинах, в степи проходила кочевая жизнь казахов. Неслучайна несколько стихов («Прежняя жизнь казахов», «Казахская земля», «Тоска», «Грусть», «Мечта») посвящены описанию жизни казахов в прошлом — со множеством эпизодов, граней быта, нравов, традиций вплоть до национальных игр, социального устройства. Переход на оседлый образ жизни, протест против царской власти, по воле которой на древние казахские земли «двигаются полчища переселенцев, в аулах беззаконие и произвол»— все это составляет содержание стихотворений М. Дулатова.
Заблудившийся в темноте бедный казах.
Луна не светит, солнце не взошло, зари нет...
В туманы вошел наш народ... в спячке, в капкане...
Тревожные поиски раннего двадцатилетнего М. Дулатова отразили черты эпохи угнетения, бесправия, отсталости. Безрадостная картина жизни рождает у молодого поэта боль и тоску, мучительные раздумья, еще неясные стремления в неведомые дали. Хотя поиски поэта еше беспредметны, несколько абстрактны, не найдены ответы на мучительные вопросы, в произведении их много, но в стихах живет ищущая беспокойная душа поэта. Пробуждение национального самосознания, приведение в движение сил общества он считал залогом прогресса. Он обращается: «Молодежь, будь народу главой» («К молодежи»), «Объединившись, казахская интеллигенция должна принести пользу народу» («Проснись, казах!»). М. Дулатовым владеет идея просвещения. Как и прежние просветители, он считал, что путем пробуждения национального самосознания является развитие просвещения, культуры и науки, что, овладев национальными и мировыми ценностями, можно изменить общественную жизнь, социальное устройство. В таком ключе написан и поэтический сборник «Азамат» (1913). «Люди просвещенные, вся надежда на вас!»— пишет он.

Биография - Мыржакып Дулатов (1885-1935)

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика