Спандияр Кубеев
<
Оценка пользователей: / 34
ПлохоОтлично 
07.02.12 14:41

Спандияр Кубеев  (1878-1956)

На изломе веков. «Впереди родной аул. Без просвещения, без образования. Моя дальнейшая жизнь должна пройти там, в ауле. Сколько хватит сил, зажгу светильник знаний. Тороплюсь, чтобы обучить, открыть глаза в мир, проторить дорогу в науку, к знаниям, к культуре чистым, честным детям, каким был сам когда-то»,— писал Спан-дияр, направляясь учительствовать после окончания педагогических курсов.
Писатель и педагог Спан-дияр Кубеев — крупнейший представитель демократической литературы начала
XX века, один из первых романистов. Произведения писателя, проникнутые верой в будущее, были любимы не одним поколением молодежи. Судьбы его героев — Кожаша и Гайши — служили примером для молодых читателей.
Кубеев родился в 1878 году в Убаганской волости Костанайского уезда в семье крестьянина. Вначале он учился у аульного муллы, но, протестуя против палочного режима, убежал из школы. Затем ему посчастливилось попасть в одну из школ, открытых Ыбраем Алтынсариным. Способный подросток обратил на себя внимание выдающегося просветителя-демократа. По его совету Спандияр поступает в педагогический класс при костанайской школе, по окончании которого (1901) и началась педагогическая и творческая деятельность С. Кубеева, длившаяся свыше полувека.
В 1905 году он поступает на курсы по усовершенствованию учителей в Омске, что имело огромное влияние на формирование его мировоззрения.
Творческая работа С. Кубеева началась с переводов басен И. А. Крылова, которые вместе с переводами произведений других поэтов и собственным стихотворением «Родина» составили первую книгу писателя «Ульгули тиржима» («Перевод назидания»), вышедшую в 1910 году в Казани.
Сюда вошли четыре стихотворения и тридцать семь басен Крылова. Кубеев перевел такие широко известные произведения русского баснописца, как «Разборчивая невеста», «Дуб и трость», «Старик и трое молодых», «Крестьянин и смерть», «Волк и журавль». «Зеркало и обезьяна» и т. д. Книга эта, познакомившая казахских читателей с популярными произведениями классической русской литературы, имела большое значение. В степи вдруг ожили, заговорили крыловские «герои» — в их образах казахский народ стал узнавать всякого рода лихоимцев, мздоимцев, хвастунов, себялюбцев, хитрецов, обманщиков.
В 1912 году Спандияр Кубеев издает известную хрестоматию «Примерный мальчик» — книгу для детей, составленную по образцу соответствующих хрестоматий Л. Толстого, К. Ушинского и Ы. Алтынсарина. Писатель использовал материал этих книг, а также ряд казахских источников. Одно из первых пособий на родном языке, дающее художественно-образное представление о взаимоотношениях людей, о животном и растительном мире, развивало у учащихся любознательность, воспитывало трудолюбие, благородство, уважение к старшим. Оно представляло собой свод знаний и правил нравственности. Для того, чтобы четко представить направленность книги для чтения «Примерный мальчик», достаточно напомнить, что в нее вошли басни И. А. Крылова, рассказы Л. Н. Толстого «Муравей и голубь», «Дедушка и внук», «Заяц и лягушка», «Два товарища», К. Д. Ушинского — «Сорока и ворон», «Лиса и козел» и другие. В книгу также были включены и собственные сочинения автора. Так, в «Песне сироты» поэт с болью повествует о тяжелой доле мальчика, рано осиротевшего, мечтающего о счастливой, свободной жизни. «Примерный мальчик» — свидетельство демократических, просветительских воззрений С. Кубеева.
В 1913 году писатель создает роман «Калым», сыгравший заметную роль в становлении реалистической прозы.
События первой четверти XX века перевернули не только жизнь людей, но и их прежние представления. Россия разделилась на два противоборствующих лагеря. В этой обстановке передовая часть общества не могла не думать о судьбе народа. И Казахстан не был исключением. Одна часть интеллигенции (например. Сакен Сейфуллин) сразу и безоговорочно приняла революцию, связав с ней надежды на всеобщее благоденствие, социальную справедливость, другая — была убеждена в необходимости политической организации, отстаивающей интересы широких масс. Так появилась партия «Алаш», которая свою задачу видела в создании национальной государственности. За национальное возрождение активно выступили Ахмет Байтурсынов, Шакарим Кудайбердиев. Султанмахмут Торайгыров, Мыржакып Дулатов, Магжан Жумабаев, Мухтар Ауэзов и другие. Членство в «Алаше» вовсе не исключало веру в социализм, веру в солидарность народов. Многим казалось — с приходом к власти большевиков-революционеров, с установлением диктатуры пролетариата наконец-то исполнится вековая мечта угнетенной массы. Спандияр Кубеев, как и, например, С. Торайгыров, воспринял социализм как свое, долгожданное. Он посвятил себя становлению новой школы в Казахстане, писал статьи по вопросам воспитания и образования. Его последняя книга «Сбывшиеся мечты» — размышления о судьбе народной, о благородной и трудовой миссии учителя, о своей богатой событиями жизни.

Читайте:

Литература начала 20 века

Поэмы Шакарима

Лирика Шакарима

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика