Роман «Калым» (1913). Горестная песня-мольба, в которой юная девушка Гайша обращается к своему отцу Итбаю, чтобы он не выдавал ее замуж за старика-бая, является поэтической кульминацией повествования, раскрывающей трагизм ее судьбы. В старом ауле одной из нерешенных проблем было бесправие юных в выборе своего любимого — все определяла воля отца, хозяина очага. Роман «Калым» — гневное выступление против старых обычаев, осуждение ханжества. Человек рождается свободным, бескорыстным, он имеет право на достойную жизнь — никому не дано насильственно нарушить естественное влечение молодых людей друг к другу — таков лейтмотив романа. Роман продолжает поэтическую традицию — рассказ о молодых влюбленных. Прекрасные собою, они нарушают родительский наказ. Как всегда, на их стороне симпатии создателей эпических поэм. «Один из истоков зарождающейся художественной прозы — роман «Калым» Кубеева воссоздал гнетущую жизнь аула, с его социальными противоречиями, феодально-родовыми отношениями; автору неуютно в узких рамках старого мира, обрекающих на бесправие женщин и подавляющих волю юного поколения. Автору горько от торжества злой силы, унижающей достоинство человека, рожденного быть свободным», — так высоко оценил роман «Калым» выдающийся писатель М. О. Ауэзов. В романе показаны жизнь и быт дореволюционного аула, взаимоотношения людей, традиции и обычаи: сватовство, переговоры о калыме, праздники. Судьбы героев развертываются на фоне жизни степного аула: быт и природа тесно переплетаются с размышлениями и переживаниями героев.
Психологически глубоко очерчены образы Гайши и Кожаша. Молодым людям кажется, что люди приходят в жизнь для счастья и любви. Но действительность оказывается жестокой: словно скот, продает скряга Итбай свою дочь старому баю Турлыгулу. Гайша — еще совсем ребенок, подросток, ей всего пятнадцать лет. Ей даже непонятна торговая сделка, заключенная сватами. «Апа, о чем беседуют старики? О каком скоте, о каких деньгах они говорят? Я слышала: «Она хороша...». О ком это, апа?» Правда, Гайша не одинока. В этот горестный час ей на помощь приходит ее любимый Кожаш, его друзья, мать Гайши Ак-сулу, Сергазы. Подобно персонажу народного эпоса «Козы-Корпеш и Баян-Сулу» Карабаю, Итбая сжигает огонь алчности. «Разбогатеть, во что бы то ни стало разбогатеть!» — вот мысль, которая опаляет его душу. И слезы дочери, ее будущее для него ничего не значат. Но образ Итбая —не повторение образа Карабая: этот невежественный, полуграмотный мулла — хищник новой формации. Едва вступив в сговор с богатым зятем, он начинает подсчитывать будущие барыши, которые получит от продажи дочери. Отвратителен старый богач — «жених» Турлыгул. Он, как и Итбай, ни с чем не считается. Ему чужды такие понятия, как доброта, благородство или достоинство. Свое счастье он хочет построить на чужом горе, на несчастье Гайши и Кожаша. Гурлыгул упорно идет к своей цели, считая, что богатство, скот — верные средства для достижения любого желания. Образы Турлыгула и Итбая воспринимаются как символы темных сил феодального общества, которые давят, крушат все, что есть светлого, доброго в степи. Автор не скрывает своей ненависти к этим столпам общества: они стоят преградой на пути торжества правды и справедливости. В романе «Калым» немало созвучных мотивов с романом «Камар-Сулу» С. Торайгырова. Здесь очевидна творческая перекличка. Оба романа проникнуты духом протеста против несправедливого общественного уклада, мечтою об ином, счастливом для простых людей мире. Нельзя не заметить духовную близость Камар и Гайши, Ахмета и Кожаша. Это люди нового поколения. С двадцатым веком в степь пришли новые веяния. Безвозвратно прошли те времена, когда феодалы делали, что хотели, по-своему распоряжаясь судьбой и жизнью людей. Кожаш и Гайша, как и их сверстники из романа «Камар-Сулу», выступают против этих обычаев и устоев, превращающих человека в бесправное существо. В то же время судьба героев романа «Калым» и «Камар-Сулу» принципиально различна. С. Кубеев рисует стихийное столкновение бедных и богатых, вызванное стремлением отомстить своему обидчику Турлыгулу. Герои романа «Камар-Сулу» — люди образованные — это представители зарождающейся национальной интеллигенции. Герои же «Калыма»— Гайша и Кожаш — аульные жители, занятые повседневным трудом, но под влиянием «духа эпохи» и они не хотят быть безропотными жертвами. Острый конфликт ярко высвечивает характеры противоборствующих сторон, их жизненную позицию, внутреннее «я». Обстановка требует решительности и, если бы Кожаш и его друзья хоть чуть помедлили, юная Гайша стала бы жертвой Турлыгула. Бирке, Жунус, Алькен — жигиты, движимые чувством солидарности и желанием спасти девушку, оказываются на острие конфликта, помогая бежать Кожашу с Гайшой. Этот активный протест против насилия — примета времени. Счастливый финал романа «Калым» — призыв бороться за счастье, хотя преграда сильна. В «Калыме», как и в романе «Камар-Сулу», чувствуется влияние фольклорной поэтики: насыщенность фольклорными приемами при характеристике образов, широкое использование поговорок, пословиц и крылатых выражений, вплетение поэтических текстов, повышенная эмоциальность и напряженность. Портретные характеристики и картины природы, быт и нравы аула, описанные в духе фольклорной живописи, знакомят читателя со своеобразным, неповторимым миром. Педагог-демократ, ученик Ыбрая Алтынсарина, Спандияр Кубеев сыграл заметную роль в становлении реалистической прозы.
Читайте:
Спандияр Кубеев
Литература начала 20 века
Поэмы Шакарима |