Литература начала 20 века
<
Оценка пользователей: / 75
ПлохоОтлично 
07.02.12 14:19

Литература во все времена отражала нравственно-духовное и социальное состояние общества, и она причастна ко всему, что происходит на земле. Сущность художественной литературы заключается в особом образном видении мира, соответственно она воссоздает окружающую действительность только ей присущими средствами.
Искусство слова, поскольку это проявление таланта, способно опережать время. При всех условиях подлинная художественность, эстетичность, глубина мысли остаются главными критериями, без которых нет искусства.
Вся предшествующая национальная литература (в различной степени мировая) отличалась тем, что в ней преобладали общечеловеческие ценности. Стремление познать место человека в системе мироздания, понять и осознать сущность развития жизни, назначение поэзии и поэта, отношение к истории и государству, широкий круг личностных и гражданских проблем — все это выступало в единстве общенародного целостного восприятия.
В казахскую литературу, обогащенную народным творчеством, и отчасти поэзией Востока, во второй половине XIX в., особенно в начале XX в., буквально врываются социальные конфликты, картины жизни униженных и оскорбленных, которые во многом меняют ее звучание. Время социального изменения требует произведений страстного гражданского накала, быть может, порой в ущерб объемности и многомерности.

Последующее развитие искусства слова происходит под все возрастающим влиянием гения Абая и в теснейшем общении с русской, а через нее мировой литературой.
В начале XX века в Казахстане складывается сложная общественнополитическая обстановка. Зреют новые экономические отношения, развиваются земледелие, ремесла, торговля (например, знаменитая Кояндинская ярмарка на территории нынешней Карагандинской области). Усиливается беззаконие как со стороны царской администрации, так и со стороны местной власти. Период гражданской войны тяжело сказывается и на населении казахской степи. Особый взрыв вызывает мобилизация на окопные работы. Это событие становится причиной национально-освободительного восстания 1916 года. В изменении общественной психологии людей немаловажную роль сыграли также русская революция 1905—1907 гг., Первая мировая война и, наконец, Февральская и Октябрьская революции.
Как всегда, в эпоху переворотов и революций возрастает политическая активность масс, люди ищут непроторенные пути к будущему. Не было исключением и казахское общество: возникают различные социально-политические группировки, ищут свое место в обостряющихся условиях жизни и писатели, издаются новые газеты и журналы, усиливается издательская деятельность. Литература приобретает ярко выраженный гражданский характер. Такие прогрессивные издания, как журнал «Айкап» (1911—1915), газеты «Казах» и «Казак тип» и другие (в разное время выпускалось свыше десятка газет) сосредотачивают вокруг себя творческие силы. В Казани и Уфе, Оренбурге и Семипалатинске, Троицке и Верном было выпущено более двухсот книг, в числе которых можно назвать первые публикации Абая, повторные издания Алтынсарина, книги А. Байтурсынова, С. Торайгырова, С. Кубеева и других. В 1913 году работало 146 общественных библиотек.
И все же главной оставалась устная поэзия, с ее общенациональными ценностями, энциклопедичностью и самобытностью.
Ускоренное развитие общественной жизни и общественного сознания, с одной стороны, и наличие крепких традиционных устоев — с другой, создали непростую ситуацию в литературе, являющейся для народа основной формой выражения своего духовного состояния. В условиях обостряющейся идеологической борьбы резче становится и размежевание в среде творческой интеллигенции, в конечном счете отражающей устремления общественных сил. Поэты-традиционалисты все доброе, хорошее видели только в прошлом, в незамутненной жизни на лоне природы, в то время как писатели-демократы активно пропагандировали новые, «европейские формы» жизни, появились поэтические миниатюры во славу красоты и любви.
Тоской по безвозвратно прошедшему проникнуто немало стихотворений А. Шоканова (1858—1812), поэта весьма противоречивого склада:
Ужасные пошли времена. Упадок и запустение кругом... И, не находя ничего путного, Плачу и тоскую по старым дням.
(Подстрочник.)
Поэты искали новые формы выражения мысли, новые пути художественного роста. Стихи таких великолепных мастеров, как М. Жумабаев, М. Дулатов и других, выступавших продолжателями любовной лирики Абая, отличаются изяществом, совершенством выражения тончайших нюансов человеческих переживаний.
Виднейшие представители демократического направления Ахмет Байтурсынов, Мухамеджан Сералин, Султанмахмут Торайгыров, Сабит Донентаев, Спандияр Кубеев, Асет Найманбаев, Акрам Галимов, Бекет Утетлеуов, Арип Танирбергенов. продолжая гражданские традиции Абая. поднимали широкий круг вопросов, едко высмеивали пережитки патриархально-родовых отношений, мистику, выступали против колониальной политики царизма и эксплуатации, призывали к просвещению, оседлости и земледелию, ставили вопрос об эмансипации жен-шин.
В начале XX века, как никогда раньше, усилились культурные связи Казахстана. Если восточная поэзия была широко известна давно, то теперь поэты и писатели обращаются к русской и западно-европейской классике — переводятся произведения А. Пушкина («Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский» и др.), М. Лермонтова, Л. Толстого, И. Крылова и др. Богаче и разнообразнее становится литература в жанровом отношении: появляются первые национальные романы, драмы, рассказы, критические статьи, очерки, развивается сатира.
Продолжаются традиции второй половины XIX века, утвердившие реалистическое изображение окружающей действительности. Многогранное реалистическое творчество Абая становится центром общенационального литературного процесса, определяя дальнейшее его развитие.
Продолжая традиции своих великих предшественников (Абая, Алтынсарина и др.), поэты демократического направления много внимания уделяют гражданской лирике. Так, выразитель дум простых людей, С. Торайгыров также, как и Абай, не приемлет насилие и гнет.
Как известно, образы искусства концентрированно выражают общественно-нравственные и художественно-эстетические воззрения писателя. Основной темой предреволюционной эпической прозы была трагическая судьба простых людей, униженных «самодурной силой» «темного царства». Нередко она переплетается с темой любви. (Бальзак утверждал, что отношение к любви — мерило человечности.) Так же, как в свое время образы Кыз-Жибек и Тулегена, овеянные чистотой, образы молодых влюбленных нового времени, порою с их трагической судьбой, вызывали глубокое сочувствие читателей. Жертвы общественного неустройства Кожаш и Гайша («Калым», 1913), Жамал (М. Дулатов, «Несчастная Жамал»). Камар и Ахмет («Красавица Камар», 1914), Абдрахман и Шуга («Памятник Шуги», 1915) выражали протест миру итбаев, самодурной силе. Они восстали против несправедливого мироустройства, активно защищали свое право на личное счастье, человеческое достоинство.
Развивается публицистика как оперативный жанр, способный своевременно отзываться на самые «проклятые вопросы»
времени. В ее появлении и развитии значительную роль сыграли журнал «Айкап» и его редактор С. Сералин, а также А. Байтурсынов, С. Торайгыров.
Так, социально-экономическое и политическое развитие Казахстана обусловило бурное пробуждение общественного и национального самосознания, что, в свою очередь, привело к прогрессу литературы и искусства.

Читайте:

Поэмы Шакарима

Лирика Шакарима

Шакарим Кудайбердиев

 

Последнее обновление 07.02.12 14:30
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика