Лирика Торайгырова
<
Оценка пользователей: / 6
ПлохоОтлично 
07.02.12 15:05

Если жизнь посвятишь ты мечте...».

Лирика Торайгырова разнообразна по тематике: у него есть гражданские и философские стихотворения, много стихов о любви и природе. Неудовлетворенность современной действительностью, страстный протест против феодально-колониального гнета — основные темы его стихов. Обращаясь к молодому поколению, поэт убежденно говорил: «Если жизнь посвятишь ты мечте своей, наш народ будет счастлив, любезный друг!» («Что за цель в учении?»); «Только людей великое братство жизнь заблудившуюся спасет!» («Когда придет черед»). Правда, он не может наверняка сказать, каким же путем идти к «солнечному свету», как осуществить «мечту свою». Для Торайгырова «постигается истина в мире наук». В то же время поэт убежден: «И знает весь мир о том, что идет меж ними вечный бой — меж баем и бедняком. И каждый на земле человек покорится силе труда» («Судьба»); неравенство — причина «отсталости нашей и бед», «что заставила бродяжить славный народ». Отсюда ненависть, с которой поэт обрушивается на тех, «кто сыт, чей наряд богат», «чей славен дом убранством палат». Отсюда же упорные поиски справедливости здесь, «на земле, а не в раю»: «кто на земле не узнает счастья, вряд ли за гробом его найдет!».
Султанмахмут придал социально-политической лирике ярко выраженную тенденциозность. Гневным протестом против существующих общественных порядков проникнуты стихотворения «Судьба», «Айт», «На кочевку», «Бедность», «Что за цель в учении?» и др.
Религия — духовно-культурное, нравственно-психологическое, социально-философское явление общечеловеческого значения, сыгравшее историческую роль в объединении народов и наций — всегда вызывала к себе неоднозначное отношение. Вспомним хотя бы великого просветителя Вольтера. Не будем углубляться в роль религии в разные исторические эпохи, лишь подчеркнем, что во времена Султанмахмута далеко не все служители культа (мечети или церкви, вспомните «Чаепитие в Мытищах») могли быть образцами духовности. Их социально-экономическое положение, близкое к господствующему, естественно, вызывало осуждение правдолюбцев.
С. Торайгыров отвергает догмы религии, критикуя учение о сотворении мира и человека, веру в потустороннюю жизнь, рабскую покорность. В стихотворениях «Вера в бога», «Рябой ходжа» поэт рисует религиозных фанатиков.
«Добрые дела творить хочу». С. Торайгыров создал несколько поэм, новаторских как по содержанию, так и по форме. В противовес поэтам, обращавшимся только к темам истории зарубежного Востока, он решительно повернулся лицом к живой современности, к настоящей жизни своей Родины.
«Заблудившаяся жизнь» и «Бедняк» — реалистические поэмы, посвященные волнующим проблемам на стыке двух веков. Социальная нетерпимость, резкость характеристик — отличительное своеобразие его поэтического мышления.

Смотрите на сайте:

Роман «Калым»

Спандияр Кубеев

Литература начала 20 века

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика