Ахмет Баитурсынов (1873-1938)
<
Оценка пользователей: / 64
ПлохоОтлично 
18.02.12 08:25

Ахмет Байтурсынов — поэт, ученый, тюрколог, переводчик, педагог, публицист, общественный деятель.

В свое время он стал жертвой несправедливости, сталинских репрессий, более полувека его имя нигде не упоминалось. Лишь сейчас, в условиях перемен, когда устраняются «белые» пятна в истории, народу возвращены имена таких его деятелей, как Шакарим Кудайбердиев, Ахмет Байтурсынов, Магжан Жумабаев, Жусупбек Аймауытов, Мыржакып Дулатов.
А. Байтурсынов родился 28 января 1873 года в урочище Сартюбек Тургайского уезда в семье крестьянина. Его отец Байтурсын, считавшийся потомком известного в народе батыра Умбетбая, был храбрым, умным человеком, с чувством собственного достоинства, не мирившимся с произволом и бесправием в казахских аулах, часто вступавшим в конфликт с местными феодалами и царскими властями. В 1885 году Байтурсын и его брат были осуждены на 15 лет и сосланы в Сибирь за то, что разбили голову начальнику уезда. Расправа властей над отцом, родственниками и поддержавшими их аульчанами оставила горькое впечатление у будущего поэта. В «Письме к матери», написанном в 1909 году из Семипалатинской тюрьмы, А. Байтурсынов об этих событиях пишет так:
Сердце мое, сраженное в 13 лет,
Сохранило неизлечимую рану и глубокий след.
Ахмет обучался грамоте у аульного муллы. В 1886 году он поступил в Тургайское двухклассное русско-казахское училище, затем учился в школе киргизских (казахских) учителей в Оренбурге, которую окончил в 1895 году. Он долго учительствовал в аульных, волостных школах, а также двухклассных русско-казахских училищах в Актюбинском, Каркаралинском уездах и в городе Костанае. К тем ранним временам относятся стихи, которым он дал название «Сеятель разума».
Сею я семена разума, семена добра. Чтоб разбудить сознание забитого раба.
Ахмет Байтурсынов был одним из первых просветителей Казахстана, которые осознали, что просвещение, образование принесут ощутимую пользу народу лишь в условиях свободы, общественных перемен. Он нередко выступал с разоблачением произвола местных управителей и колониальной политики царского самодержавия.
Революция 1905—1907 годов вызвала в нем надежду на перемены, он активно участвует в народных волнениях, часто выступает перед демонстрантами, организует группу казахских интеллигентов, вместе с ними составляет петицию в адрес правительства в Петербург. В годы наступления реакции продолжает работу в подпольных организациях. Жандармы арестовывают Байтурсынова и его товарищей и в 1909 году заключают в Семипалатинскую тюрьму, продержав под следствием восемь месяцев. Затем его выслали за пределы казахской земли, долгое время он находился под надзором полиции, но борьбу за свободу своего народа не прекращал.
В те годы он писал стихи и сделал перевод произведений русской классики, в частности, басен И. А. Крылова. Сборник «Сорок басен» А. Байтурсынова увидел свет в 1909 году в Петербурге. Он стал известен как поэт, переводчик и человек, болеющий всей душой за народ. Сборник стихов «Комар» выходил отдельными изданиями в 1911 и 1914 годах в Оренбурге. Стремясь вызволить народ из оков отсталости, Ахмет Байтурсынов глубоко понимал, что подъем культуры можно осуществить через всеобщее просвещение и усвоение достижений общечеловеческой цивилизации. К этим годам относится начало пути А. Байтурсынова по стезе науки. Исследуя природу казахского языка, он занимается работой по усовершенствованию казахского алфавита, пишет статьи и учебники по языкознанию, впоследствии появляются его научные исследования по языкознанию.
1913—1917 гг.— примечательный период в жизни Ахмета Байтурсынова. Он был редактором газеты «Казах», единственной тогда газеты на казахском языке, выпускавшейся в Оренбурге. Здесь он публикует немало своих статей по вопросам просвещения, литературы и языкознания, знакомя читателей с богатым культурным наследием народа, призывая к свету знаний, духовному совершенству.
После образования Казахской Советской Республики, будучи членом правительства, А. Байтурсынов работает наркомом просвещения республики, затем в газете «Ак жол», в академическом центре Казахстана при Народном Комиссариате просвещения, пишет ряд трудов по языкознанию и литературоведению.
В тяжелые дни перегиба, в числе трех десятков государственных и культурных деятелей, без всяких оснований в 1929 го¬ду А. Байтурсынов был арестован, сидел в тюрьме, затем сослан в Архангельск. В 1934 году благодаря вмешательству М. Горького и его жены Е. П. Пешковой, с помощью Международного Красного Креста его освободили, но свобода длилась недолго, в 1937 году А. Байтурсынова вторично арестовали и вскоре приговорили к расстрелу. Только спустя полвека справедливость восторжествовала, в 1988 году советским судом он посмертно оправдан за отсутствием состава преступления. Такова была тяжелая судьба одного из ярких представителей культуры казахского народа.

Читайте

Бекдильда Алдамжаров

Сарбас Актаев

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика