19век
Пламя крестьянского восстания
<
Оценка пользователей: / 2
ПлохоОтлично 
10.08.12 17:12

В 1836-1838 годах на западе Казахстана в Букеевской Орде вспыхнуло пламя крестьянского восстания, вызванное двойным гнетом, который исходил от местных феодалов и от царских чиновников.

Последнее обновление 16.07.14 11:55
 
Махамбет Утемисов
Оценка пользователей: / 30
ПлохоОтлично 
09.08.12 15:33

Махамбет Утемисов
(1803-1840)

 
Поэмы Шакарима
Оценка пользователей: / 69
ПлохоОтлично 
07.02.12 13:56

В письменной казахской литературе основы поэмы, как особой жанровой формы, заложил Абай. Он создал ряд сюжетных поэм на исторические и философские темы («Искандер», «Масгут», «Азим»).
По совету Абая, его сыновья Акылбай и Магауя Кунанбаевы создали поэмы «Зулыс», «Медгат-Касым», «Дагестан». Шакарим своими поэмами «Калкаман-Мамыр», «Енлик-Кебек», «Нартайлак-Айсулу» и «Лейли и Мелжнун» внес большой вклад в послеабаевскую казахскую литературу. Поэмы Ш. Кудайбер-диева — наиболее значительная грань его творческого наследия. В ранних произведениях Шакарима «Калкаман-Мамыр» и «Енлик-Кебек» разрабатывается тема трагической судьбы влюбленных в патриархально-родовом казахском обществе. Весьма характерно и то, что поэт изображает не далекую старину, а недавнее прошлое, т. е. в основе его произведений лежит реальная действительность.
Поэма «Калкаман-Мамыр» с фабульной точки зрения проста. Юноша Калкаман из бедной семьи любит красавицу Мамыр, она отвечает ему взаимностью, оба свободны, но родственники девушки против такого союза, они препятствуют соединению юных влюбленных, которым всецело сочувствует автор. Мамыр погибает от пули своего родственника.

 
Лирика Шакарима
Оценка пользователей: / 3
ПлохоОтлично 
07.02.12 13:38

Лирика Ш. Кудайбердиева отличается необыкновенной широтой диапазона. В ранних стихотворениях поэт воспевал любовь, женскую красоту, молодость, природу. Своеобразная красота казахской степи, завораживающий простор, причудливые горы, тенистые кущи вдоль степных речек, удивительный, настоянный на травах воздух, необозримые голубые небеса, безукоризненно солнечное небо родного Шынгыстау — все это вошло в сердце поэта с юных лет. С тревогой и волнением он описывает впоследствии состояние и движение красок окружающей природы.
Молодой Шакарим со своими сверстниками наряду с другими занятиями любил охоту, веселье, которое проходило в разных аулах, наблюдал красоту природы, пытался вникать в ее тайны. Не случайно в его ранних стихах о молодости и любви мы находим строки о природе, которая в обязательном порядке сопутствует романтическому миру молодых.
Месяц в небе сияньем своим озарен. Любоваться тобою спускается он. Только ты все не хочешь меня пожалеть. Я твоим безразличием горько смущен...
Солние скрылось, твоей смушено красотой. Месяц, звезды остались, любуясь тобой. «Семь разбойников» ищут повсюду тебя. Над тобой совершая свой путь круговой.
Звезды копят подарки для свадьбы твоей. И Шолпан от тебя не отводит очей, У полярной звезды два коня впряжены, Чтоб на свадебный пир ей домчаться скорей.
Но с рассветом исчезли все звезды, луна. Ждать устали они под истомою сна. Ветер, щепкой шурша, зашептался с тобой, И уж первая песенка птичья слышна.

 
Шакарим Кудайбердиев
Оценка пользователей: / 33
ПлохоОтлично 
07.02.12 13:07

Шакарим Кудайбердиев — одна из ярких фигур в истории казахской литературы послеабаевского периода, его творчество как бы завершает путь казахской литературы XIX века и соединяет реалистические, гуманистические и демократические традиции с новым временем, как бы передавая их в дальнейшие надежные руки.

 
Проза Абая
Оценка пользователей: / 6
ПлохоОтлично 
07.02.12 12:56

В последние десятилетия жизни Абай обращается к прозе. Он создает «Слова назидания». Всего их сорок пять. Это своеобразные лирико-публицистические, социально-философские, общественно-политические, морально-этические этюды о многочисленных явлениях действительности, жизни людей, общества, природы. «Слова назидания» раскрывают взгляды мыслителя на наиболее актуальные проблемы.
Разнообразная по тематике проза Абая имеет много параллелей с его поэзией. Как и стихи, «Слова» Абая содержат критику феодально-патриархального общества, мысли о судьбе народа, о достоинствах человека, о роли труда и разума в формировании личности, о значении образования и культуры для развития общества. Так, в «Первом слове» Абай как бы подытоживает свою прошлую жизнь, прошедшую в борьбе с пережитками общества. «Спорил я, боролся, судился, имея одни хлопоты, и в них обессилел, устал»,— с горечью пишет он. Убедившись, что он бессилен что-либо изменить своим участием в существующих феодально-административных порядках, Абай решил воздействовать на общество словом: «Наконец, решил: возьму в спутники бумагу и чернила и стану записывать все свои мысли. Может быть, кому-то придется по душе какое-нибудь мое слово...»
«Второе слово» — об уважении к другим народам. «Третье слово» содержит раздумья поэта о путях улучшения административного управления в степи. В «Четвертом», «Пятом», «Семнадцатом» «Словах назидания» Абай подробно говорит о стоящей перед человеком необходимости воспитывать в себе благородные качества. «Воля, сердце и разум спорили, кто из них важнее. Они пришли к знанию, чтобы оно решило этот спор,— так начинается «Семнадцатое слово». В нем высказывается мысль о том, что гармоническое единство разума, чувства и воли формирует личность.

Последнее обновление 07.02.12 12:59
 
Абай — переводчик произведений русских классиков
Оценка пользователей: / 125
ПлохоОтлично 
07.02.12 12:52

Велики заслуги Абая Кунанбаева в укреплении дружбы казахского народа с русским. Путь экономического и культурного развития своего народа великий поэт-гуманист видел в просвещении, образовании через передовую демократическую русскую и через нее — общечеловеческую культуру. «Главное — научиться русской науке. Наука, знание, достаток, искусство — все это у русских. Для того чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру»,— писал Абай. Поэтому Абай работал над переводами произведений великих русских писателей — Крылова, Пушкина, Лермонтова и др.
В отношении к русской классической литературе Абай остается верным своим гуманистическим, просветительским задачам. Он переводит произведения, близкие ему по своей идее и настроению. Абаю глубоко полюбилось одно из самых задушевных произведений Пушкина — «Евгений Онегин», в котором нашли воплощение заветные думы и чувства великого русского поэта, его размышления над современной ему жизнью, его нравственный идеал. Абай видел в Пушкине национального поэта, в творчестве которого ярко обнаружилось величие духа русского народа, богатство русской культуры. Поэтому Абай решил ознакомить казахский народ с творчеством Пушкина, начав это знакомство с «Евгения Онегина».

 
Поэмы Абая
Оценка пользователей: / 103
ПлохоОтлично 
07.02.12 12:40

В творческом наследии Абая есть поэмы «Искандер», «Масгут», «Азим». Эти поэмы внесли много нового в развитие лироэпического жанра в казахской литературе.
Внешне поэмы Абая напоминают образцы поэзии, распространенной на Востоке, в духе литературной традиции — на-зиры (разработка или продолжение темы, воспетой предшественниками). Но идейно-художественное содержание произведений Абая выходит за рамки назиры: здесь великий поэт независим от восточных образцов.
В этом отношении особенно характерна поэма «Искандер». Образ Искандера — Алексардра Македонского — очень популярен и в устном народном творчестве, и в классической поэзии Востока. Кроме многочисленных сказок и преданий об Искандере имеются крупные поэтические произведения, поэмы Фирдоуси, Низами, Навои. Обращаясь к традиционной в восточной поэзии теме — жизни и деятельности Искандера, Абай дает совершенно новое, отличное от восточной традиции, истолкование его образа. Во многих фольклорных и письменных произведениях народов Востока Искандер воспевался вне связи с исторической правдой, как сказочный герой, великий полководец, мудрый правитель. В поэме «Искандер» Абай отказывается от идеализации великого завоевателя и создает образ безмерно честолюбивого, алчного, жестокого человека. Искандеру противопоставлен мудрый Аристотель.
Кроме восточных произведений об Искандере. Абай тщательно изучал историческую литературу о греческом полководце. В начале поэмы сообщается, что Искандер был сыном царя Филиппа, «Македония скипетр ему дала», в двадцать один год он «вступил на трон». Мечтая о славе, Искандер покорил много стран, принес рабство многим народам. В описании Абая Искандер таков:
Много крови в моря и реки он влил. Без счета невинных на смерть осудил. Осталась недобрая память навек. О кровавых делах, что он совершил.

 
«НачалоПредыдущая12345678910СледующаяПоследняя»

Страница 9 из 10
Вверх Яндекс.Метрика